Самый жаркий год в истории показал дефицит волн жары и дыма от природных пожаров
Уточненные данные по температурам и осадкам прошлого года показали парадоксальную картину: 2020-й был на 1,6 градуса теплее нормы. Несмотря на это, в Европе волн жары практически не зафиксировали. Стало меньше засух и дыма от лесных и степных пожаров. Причина — другая необычная черта года, «кондиционированное лето».
Служба по контролю за изменением климата программы «Коперник», обеспечивающая информацией по потеплению Еврокомиссию (аналог правительства в ЕС), опубликовала отчет о состоянии климата за 2020 год. Он содержит необычное сочетание данных: жара в Европе и мире была рекордной за всю историю наблюдений, но вот засух, пожаров и волн жары — периодов повышенной смертности, вызванной высокими температурами — оказалось заметно меньше среднего.
В прессе и популярной литературе принято отождествлять высокие температуры с засухами, ростом смертности и пожарами. На длинных отрезках времени — и с наступлением пустынь. Специальная научная литература часто показывает другие итоги, и в этом смысле отчет программы «Коперник» за прошлый год важен. Его рекордное тепло станет климатической нормой для Северного полушария лишь в 2030-2040-х. Поэтому стоит внимательно изучить именно этот год, чтобы понять, каким будет наше климатическое будущее в целом.
Согласно отчету программы «Коперник», для планеты 2020 год стал как минимум таким же жарким, как 2016-й (разница в 0,01 °C в пользу прошлого года слишком мала, чтобы быть статистически достоверной). В Европе в прошлом году зафиксировали рекордно тепло — температура была на 1,6°C выше, чем в 1981-2010-х. Основная часть этого потепления пришлась на зиму — на 3,4 °C теплее нормы. Осень показала прибавку всего в 2 °C, а весна и лето — лишь на 0,7-0,9 °C. Стоит отметить: по докладу Рогидромета, похоже сложился год и в России. Средняя температура здесь была на 3,22 °C выше нормы 1961-1990 годов, а зимы на 5,0 °C теплее. Летом прибавка была всего на 1,34 °C и в основном за счет северных частей страны.
Как отмечается в докладе «Коперника», несмотря на это, «никаких долгоживущих волн жары» на территории Европы в прошлом году не было вовсе. Выбросы от природных пожаров были ниже четырех мегатонн, что для ЕС близко к рекордно низкому значению. Причины отсутствия волн жары и низких выбросов от пожаров сходны: лето 2020-го в этом регионе мира оказалось чуть влажнее обычного.
Выбросы от европейских пожаров в мегатоннах. Легко видеть, что 2020 год среди тех лет, в которые такие выбросы рекордно низки. К сожалению, по России их учет не ведется, но площадь лесных пожаров в нашей стране за 2020 год тоже заметно сократилась / ©ECMWF
Дожди сбивают волны жары и затрудняют пожары. В остальные времена года избытка осадков в Европе не зарегистрировали. Но здесь следует учесть, что и волны жары, и пожары опаснее всего именно летом. Резкое потепление в другие периоды года не может поднять температуру выше опасных значений. Да и пожары в холодное время года дают много меньше выбросов, чем летние. Ведь в горячем летнем воздухе подъем микрочастиц при горении идет активнее всего.
Интересно, что в 2016 году картина для ЕС и мира была похожей. Температуры того года оказались рекордно высокими, но волн жары было мало, как и выбросов от природных пожаров. Механизм, стоящий за этим кажущимся противоречием, тоже был сходным. Серьезные рост температур вызывает рост испарений с поверхности океанов. Когда воздушные массы оттуда попадают вглубь континента, они приносят дожди. После дождей риск природных пожаров снижается, а температура понижается (тепло уходит на испарение воды).
Подобный механизм можно условно назвать «водяным кондиционером». Иными словами, по мере глобального потепления «сухой жары» в летнее время года будет чуть меньше, чем раньше.
Отклонения осадков 2020 года от средних многолетних норм. Летом (слева внизу) осадков было больше нормы, что умерило и волны жары, и дым от природных пожаров / ©ECMWF
Климат 2020 года — своего рода «окно в будущее». Именно таким должен быть типичный год в ближайшие десятилетия. Поэтому данные «Коперника» о дефиците волн жары и загрязнений воздуха от природных пожаров весьма актуальны. От таких пожаров в мире гибнут сотни тысяч человек в год — больше, чем от войн и голода, вместе взятых. Микрочастицы, возникающие при них, через легкие попадают в кровь. Там они провоцируют образование тромбов, ведущих к инфарктам и инсультам. Волны жары могут привести и к гибели от сердечно-сосудистых заболеваний, хотя их роль в этом намного меньше, чем у холодных дней.