Исследователи нашли "удивительную информацию" в древней Петре!
Археологи были поражены, наткнувшись в городе Петра на набор древних свитков, в которых содержались секреты жителей древнего мегаполиса.
Петра расположена на пыльных равнинах Ближнего Востока, на границе Иордании и Израиля. Сегодня она является туристической достопримечательностью, и более миллиона человек ежегодно посещают ее древние руины. Если вернуться на две тысячи лет назад, то картина была совершенно иной: шумный мегаполис, который был сердцем мира.
Торговцы, путешествующие по Шелковому пути, останавливались в Петре, чтобы полюбоваться ее великолепием и познакомиться с огромным количеством различных и часто конфликтующих культур, но живущих вместе в гармонии.
В результате этого статуса плавильного котла Петра быстро стала политическим, культурным и экономическим центром.
Жители региона были известны как набатеи и накопили массу богатств, заставив соседние империи Греции и Рима позеленеть от зависти.
Первая из них предприняла неудачную атаку в 312 году до н.э., что стало первым в истории случаем, когда Петра стала объектом агрессивного фронта.
Хотя набатейцы отбились здесь, позднее, в 106 году н.э., они пали перед мощью Римской империи, которая продолжала властвовать над городом более 250 лет, покинув его только после мощного землетрясения.
Такая богатая история привлекает в Петру множество археологов и исследователей. Первым на ее руины наткнулся швейцарский исследователь Иоганн Людвиг Буркхардт в 1812 году.
Более ста лет спустя, в 1961 году, команда археологов обнаружила таинственный набор документов, спрятанный на юге Израиля.
Как и знаменитые свитки Мертвого моря, эти документы пролежали забытыми в пещере около 2 000 лет.
Они были исследованы в документальном фильме Смитсоновского канала "Священные места: Петра", где рассказчик отметил: "Они [свитки] раскрывают поразительную информацию о жизни набатейской женщины по имени Аби-адан, жившей в первом веке нашей эры".
Они свидетельствуют о том, что она оставила сад финиковых деревьев в Маизе у Мертвого моря, и сегодня эти документы хранятся в Управлении древностей Израиля.
Профессор Ханна Коттон-Палтиэль из Еврейского университета в Иерусалиме, эксперт по свиткам, отметила, что эта женщина, по-видимому, была чем-то вроде бизнесвумен, продавая "один и тот же сад одному человеку, а затем другому".
Первый фруктовый сад она продала человеку по имени Челай, набатейскому стратегу, который, по сути, был губернатором провинции.
Месяц спустя она продала увеличенную версию сада человеку по имени Шим'он.
Очень важно, что документы доказывают, что Аби-адан умела читать и писать, и что ее владения примыкали к землям самого набатейского царя, то есть они находились в лучшем месте города и, скорее всего, были безупречно чистыми.
Они намекают на то, что она просто была богатой и влиятельной женщиной в королевстве, как сказал профессор Коттон-Палтиэль: "Это в основном юридические документы. Это не дневник женщины".
"Но я все время чувствую, что за документами, продиктованными писцам, стоят женщины, которые знают, чего они хотят".
"Из документов складывается впечатление, что она была совершенно независима".
Профессор Джон Хили из Манчестерского университета подчеркнул значение находки для статуса женщин в древней Петре.
Он сказал: "Похоже, что в Набатее женщины могли владеть собственностью, они могли передавать собственность - в этот период у женщин была власть".
Женщины в других частях древнего мира не имели и близко такого уровня равенства и привилегий.
Но, как отметил рассказчик, женщины в Петре, похоже, имели "необычный" для того времени статус.
Напротив, женщины в Древней Греции практически не имели никаких политических прав и находились под контролем мужчин почти на каждом этапе своей жизни.
Самыми важными обязанностями для городской женщины были рождение детей и ведение домашнего хозяйства.
В то же время в Риме женщины также не считались равными перед законом.
Они получали только базовое образование, если им везло и у них были деньги, и находились под контролем мужчин - отца до замужества и мужа после.
Однако если перевести часы назад, в Древний Египет, то все было гораздо лучше.
Женщины могли иметь собственный бизнес, владеть и продавать имущество, выступать в качестве свидетелей в судебных делах.
И, в отличие от большинства женщин на Ближнем Востоке, им даже разрешалось находиться в обществе мужчин, а также выходить из неудачных браков через развод и, если они хотели, снова выходить замуж.