Вход / Регистрация
21.11.2024, 23:05
Житель Беларуси нашел древнюю лодку
Было это возле деревни Николаево Ивьевского района Гродненской области. Деревяшка, которая виднелась с берега, оказалась лодкой-долбленкой. Лежала на не самой внушительной глубине до 1,5 м. На место прибыла разведка, а потом была организована совместная экспедиция Института истории НАН Беларуси и дайвинг-центра «Морской Пегас». Челн благополучно подняли.
— По сути, все было просто, — рассказывает руководитель дайвинг-центра «Морской Пегас» Андрей Лихачев. — Местный мужик шел по берегу и увидел что-то под водой. Рассказал об этом. Мы поехали на разведку. Увидели, что челн действительно довольно большой. О точных размерах сложно было судить, требовалось раскапывать.
— По сути, все было просто, — рассказывает руководитель дайвинг-центра «Морской Пегас» Андрей Лихачев. — Местный мужик шел по берегу и увидел что-то под водой. Рассказал об этом. Мы поехали на разведку. Увидели, что челн действительно довольно большой. О точных размерах сложно было судить, требовалось раскапывать.
Лодки-долбленки имели широкое применение в хозяйственно-бытовой сфере. Они выступали основным видом водного транспорта для древних жителей на территории Беларуси начиная с каменного века. В отдельных регионах использование долбленок фиксировалось вплоть до второй половины и конца 20-го века.
Для ее подъема использовали металлические рамные секции, а также баррельные бочки (играют роль поплавков регулируемой погружаемости).
Для ее подъема использовали металлические рамные секции, а также баррельные бочки (играют роль поплавков регулируемой погружаемости).
— На первом этапе при помощи мотопомпы в донных отложениях под лодкой будут проделаны сквозные отверстия, в которые заведут стропы для фиксации лодки к металлическим секциям. Далее будет размыт грунт вокруг лодки, а баррельные бочки заполнены воздухом, что даст возможность оторвать объект от дна и транспортировать сплавом до места погрузки на лафет. Перед погрузкой лодка будет обработана антисептиком для дерева (данное мероприятие предотвратит гниение на ранних этапах) и завернута в стретч-пленку, что остановит быстрое высыхание древесины и, как следствие, ее порчу, — таким был план.
Находку в итоге счастливо извлекла из воды группа подводной археологии Института истории НАН Беларуси, водолазы дайвинг-центра «Морской Пегас» и участники джип-форума 4Х4.
Находку в итоге счастливо извлекла из воды группа подводной археологии Института истории НАН Беларуси, водолазы дайвинг-центра «Морской Пегас» и участники джип-форума 4Х4.
— Челн оказался 8 метров 40 сантиметров, — говорит Лихачев. — Либо второй, либо третий по размеру из всех, когда-либо найденных на нашей и соседней территории. Есть два побольше, они чуть-чуть другого типа, что делает нашу находку уникальной.
Сколько лет лодке, пока неясно.
— Мое предположение, но это только мое предположение, я не ученый, что челну не меньше 200 лет. Ученые займутся вопросом датировки, проведут углеродный анализ и прочие процедуры. Вообще же, в деревне Николаево во время Северной войны переправлялись шведы. Есть документы, в которых говорится, как они изымали челны для понтона. Может, наша находка — участница тех событий. Это одно из предположений, — рассказал руководитель дайвинг-центра.
Лодку доставили в НАН Беларуси для дальнейших консервационных мероприятий, проведения анализов и будущего экспонирования.