Исключительный холод: В Антарктиде средняя температура воздуха составляет минус 61 по Цельсию
В то время, как населению земли рассказывают о том, что в результате "глобального потепления" скоро растают льды Антарктиды, реальная ситуация совсем иная.
На фоне рекордно жаркого лета в большинстве регионов Северного полушария, сопровождавшегося разрушительными пожарами, наводнениями и ураганами, Антарктида оказалась в состоянии глубокой заморозки. Обычно это происходит в зимние месяцы на самом южном континенте, но в 2021 году все было иначе.
Холод был исключительным даже для самого холодного места на планете.
Средняя температура на станции Амундсена-Скотта на Южном полюсе в период с апреля по сентябрь - минус 61 градус Цельсия - была самой холодной за всю историю наблюдений, начиная с 1957 года. Это было на 4,5 градуса ниже последнего 30-летнего среднего значения.
Этот температурный рекорд подтвердил Ричард Каллатер, научный сотрудник Отдела глобального моделирования и ассимиляции НАСА.
Температура, усредненная за сентябрь, также была самой холодной за всю историю наблюдений на Южном полюсе, написал в электронном письме Дэвид Бромвич, полярный исследователь из Университета штата Огайо.
По данным Национального центра данных о снеге и льде, экстремальный холод над Антарктидой способствовал тому, что уровень морского льда вокруг континента в августе достиг пятого самого высокого уровня за всю историю наблюдений.
Максимилиано Эррера, климатолог, отслеживающий экстремальные погодные условия в мире, сообщил, что в четверг (30 сентября) температура на российской станции "Восток" опустилась до минус минус 79,4 по Цельсию, что всего на один градус (0,6 по Цельсию) ниже самой низкой в мире температуры, зафиксированной в октябре.
Нынешние температуры все еще далеки от самых низких за всю историю наблюдений на континенте. В 1983 году на Востоке температура упала до минус 89,6 Цельсия. Спутники зафиксировали температуру до минус -98 градусов Цельсия.
Мэтью Лаззара, эксперт по метеорологии Антарктиды и ученый из Висконсинского университета, в последние месяцы с трепетом наблюдал за температурой на Южном полюсе из своего офиса в Мэдисоне. В одном из интервью он сказал, что во многих случаях температура была около минус 100 градусов. На протяжении многих лет он много раз ездил в Антарктиду для поддержки своих исследований.
"При таких температурах трудно управлять самолетами", - написал он в своем электронном письме. "При температуре от -50°C до -58°C вы подвергаете самолет опасности: гидравлика замерзает или топливо превращается в студень".
Однажды он посетил Южный полюс в конце октября. "Мне довелось испытать погоду -50°C ... с похолоданием ветра сверх того. Я был *в восторге* от того, что на мне было 75 фунтов снаряжения для экстремально холодной погоды, чтобы не замерзнуть", - шутит он.
Причина этой холодной аномалии
По данным Национального управления океанических и атмосферных исследований, условия над Антарктидой резко контрастируют с большей частью остальной планеты, где в июне-августе было зарегистрировано четвертое самое жаркое лето за всю историю наблюдений. В Северном полушарии зарегистрировано второе самое жаркое лето.
Ученые объясняют интенсивность холода очень сильным полярным вихрем, или кольцом сильных ветров в стратосфере, окружающим Антарктиду.
Стратосферный полярный вихрь - сезонное явление. В Южном полушарии он образуется осенью, сохраняется в течение зимы и ослабевает, а весной меняется на противоположный.
Сила вихря связана с погодой на земле, говорит Кшиштоф Варган, научный сотрудник Отдела глобального моделирования и ассимиляции НАСА. По его словам, сильный вихрь связан с низкой температурой поверхности.
Будет ли вихрь сильным или слабым, зависит от цикла, известного как Южный аннулярный режим (SAM). В настоящее время режим находится в положительной фазе, и вихрь интенсивен.
"В основном, ветры в полярной стратосфере были сильнее, чем обычно, что связано со смещением струйного течения к полюсу", - написала в своем сообщении Эми Батлер, ученый-атмосферист из NOAA. "Это удерживает холодный воздух над большей частью Антарктиды".
Батлер пишет, что сильный полярный вихрь не только делает очень холодным воздух над Антарктидой, но и ускоряет процессы, ведущие к истощению стратосферного озона, что, в свою очередь, может еще больше усилить вихрь. В этом году озоновая дыра над Антарктикой намного больше среднего размера - около 24 миллионов квадратных километров, что является отражением силы вихря.
А как насчет солнечной активности?
Похоже, что сентябрь 2021 года был самым активным месяцем для солнечной активности с точки зрения среднего числа солнечных пятен с февраля 2016 года, поскольку мы продолжаем выходить из солнечного минимума SC24/25.
Ученые всегда умалчивают об этом как о возможном источнике глобального похолодания!
Но, конечно, не перестают говорить о серьезности глобального потепления, утверждая, что Антарктида печально известна своими дикими колебаниями погоды и климата, которые могут идти вразрез с глобальными тенденциями.
Между тем, мы только что наблюдали самые жаркие (или совместные самые жаркие) октябрьские дни в зарегистрированной истории для 4 стран.
Однако в настоящее время антарктический холод просто ошеломляет. Температура на Южном полюсе на момент публикации этой статьи составляет минус 77 градусов.
Солнечный цикл 25 продолжает превосходить все ожидания. Количество солнечных пятен в сентябре 2021 года было самым высоким более чем за 5 лет.
И уже 11-й месяц подряд количество солнечных пятен значительно превышает официальный прогноз:
"Международная группа экспертов под сопредседательством NOAA/NASA для прогнозирования 25-го солнечного цикла опубликовала свой последний прогноз для 25-го солнечного цикла. Консенсус прогноза: пик в июле 2025 года (+/- 8 месяцев), со сглаженным числом солнечных пятен (SSN) 115. Группа экспертов согласилась с тем, что 25-й цикл будет средним по интенсивности и схожим с 24-м циклом. Если прогноз солнечного минимума верен, это сделает 24-й солнечный цикл 7-м по продолжительности в истории (11,4 года)".
Более высокое, чем ожидалось, количество солнечных пятен предполагает более сильный цикл с пиком в конце 2024 года, а не в середине 2025 года.