Средневековый артефакт указывает на существование таинственного "культа Креста"
Освящённых молитвенных свитков средневековой Англии во всём мире насчитывается не более нескольких десятков. Один из них по счастливой случайности недавно попал в руки исследователей.
История этого свитка таинственна по ряду причин. Во-первых, исследователи были поражены тем, в каком прекрасном состоянии был обнаружен священный манускрипт. А во-вторых, остаётся неизвестным, как эта реликвия оставалась незамеченной порядка пятисот лет, скрытая от глаз учёных в загадочных частных коллекциях.
Этот свиток по-прежнему остаётся в собственности анонимного владельца. Редчайшая находка позволяет по-новому взглянуть на христианское паломничество и культ Креста до роспуска монастырей Генрихом VIII 1530-х годах.
Поясним, что молитвенные свитки представляли собой длинные полоски кожи, покрытые христианскими текстами и изображениями святынь и библейских персонажей. Миряне получали их от священнослужителей и обращались к их текстам в моменты нужды.
Для удобства повседневного ношения эти свитки часто оборачивали вокруг пояса, и такое активное использование стало причиной того, что до сегодняшних дней сохранилось чрезвычайно мало подобных артефактов.
"[Свиток] даёт представление о религиозных ритуалах, связанных с большим распятием ("Rood") в Бромхольмском монастыре в Норфолке, и раскрывает прямую связь между этим артефактом XVI века и знаменитой религиозной реликвией, когда-то ассоциировавшейся у христиан с чудесами", – пишет автор работы Гейл Тёрнер (Gail Turner) из Института искусства Курто.
"Бромхольмское распятие", как его называют историки, предположительно содержало фрагмент креста, на котором был распят Иисус. Реликвия превратила Бромхольмский монастырь в популярное место паломничества.
Изображения большого распятия в черном цвете с золотыми контурами несколько раз встречаются в бромхольмском свитке, и в нём есть одно прямое упоминание «бромхольмского креста».
Тёрнер предполагает, что, возможно, владельцем бромхольмского молитвенного свитка, сделанного из двух сшитых вместе кусков пергамента, был зажиточный паломник.
В 1970-х годах старинная реликвия была куплена частным коллекционером.
Изображение бромхольмского креста с символами пяти ран Христа.
Фото Gail Turner/Journal of the British Archaeological Association, 2021.
Прихожане регулярно касались изображений Иисуса на кресте и целовали их, чтобы, по словам Тёрнер, «непосредственно и мощно испытать Страсти Христовы». Действительно, историк обнаружила, что на бромхольмском свитке видны следы подобного использования.
Тёрнер смогла оценить возраст документа по упоминанию в нём "Иоанна Халкидонского" или Джона Андервуда, предпоследнего настоятеля Бромхольма. Страстный сторонник римско-католической церкви, Андервуд стал ауксилиарием (вспомогательным епископом) Норфолка в 1505 году, а затем потерял свою должность в 1535 году, так что вполне вероятно, что свиток был составлен между этими датами.
Согласно исследованию, дальнейшую связь между свитком, бромхольмским распятием и Андервудом можно установить через образы пяти ран, полученных Христом во время его распятия. Их изображения встречаются в манускрипте.
Символы, представляющие пять ран Христа, также изображены на могиле Андервуда в Норвиче, несмотря на то, что их нечасто можно найти в церквях Норфолка. Кроме того, пять ран были в центре ключевых религиозных праздников Бромхольмского монастыря — Страстной седмицы и Воздвижения Креста.
По словам Тёрнер, первоначальный владелец свитка, вероятно, был "набожным верующим", знакомым с праздниками Бромхольма. Автор предполагает, что это мог быть покровитель монастыря, член местной семьи Пастонов или друг Джона Андервуда.
Сегодня монастырь стоит в руинах на поле недалеко от деревни Бактон. Исследователь предполагает, что бромхольмский крест был перевезён в Лондон. Об этом говорится в письме, написанном в 1537 году Томасу Кромвелю сэром Ричардом Саутвеллом, придворным из Норфолка.
После этого, по словам Тёрнер, след этого распятия теряется. Автор добавляет, что "предположительно, он был уничтожен в Лондоне вместе со многими другими реликвиями, хотя его судьба остается неопределённой".
Новая неожиданная находка позволяет предположить, что и когда-то почитаемое жителями Норфолка распятие может неожиданно встретиться в некой частной коллекции. По меньшей мере, надежда на такое счастливое стечение обстоятельств не должна умирать.
Работа британской исследовательницы была опубликована в научном журнале Journal of the British Archaeological Association.