/ Новости сайта / Наука и Технологии / Забытый континент, существовавший 40 миллионов лет назад только что был открыт заново
22.02.2022

Низменный континент, существовавший около 40 миллионов лет назад и являвшийся домом для экзотической фауны, возможно, "проложил путь" азиатским млекопитающим для колонизации Южной Европы, предполагает новое исследование.

Зажатый между Европой, Африкой и Азией, этот забытый континент, который исследователи окрестили "Балканатолия", стал воротами между Азией и Европой, когда уровень моря понизился и образовался сухопутный мост, около 34 миллионов лет назад.

"Когда и как первая волна азиатских млекопитающих добралась до юго-восточной Европы, остается малоизученным, - пишут в своем новом исследовании палеогеолог Алексис Лихт и его коллеги.

Но результат оказался не менее драматичным. Около 34 миллионов лет назад, в конце эоценовой эпохи, огромное количество местных млекопитающих исчезло из Западной Европы, в то время как появились новые азиатские млекопитающие, в результате внезапного вымирания, известного сегодня как Grande Coupure.

Однако недавние находки окаменелостей на Балканах изменили эту хронологию, указав на "особый" биорегион, который, похоже, позволил азиатским млекопитающим колонизировать юго-восточную Европу за 5-10 миллионов лет до Великого переворота.

Для проведения исследования Лихт из Национального центра научных исследований Франции и его коллеги заново изучили данные всех известных ископаемых местонахождений в этом районе, который охватывает современный Балканский полуостров и Анатолию, самый западный выступ Азии.

Возраст этих мест был пересмотрен на основе современных геологических данных, и команда реконструировала палеогеографические изменения, произошедшие в регионе, который имеет "сложную историю эпизодических утоплений и повторных появлений".

То, что они обнаружили, говорит о том, что Балканатолия служила ступенькой для перемещения животных из Азии в Западную Европу, причем превращение древней суши из самостоятельного континента в сухопутный мост - и последующее вторжение азиатских млекопитающих - совпало с некоторыми "драматическими палеогеографическими изменениями".

Около 50 миллионов лет назад Балканатолия была изолированным архипелагом, отделенным от соседних континентов, где процветала уникальная коллекция животных, отличная от животных Европы и восточной Азии, показал анализ.

Затем сочетание падения уровня моря, роста антарктических ледяных щитов и тектонических сдвигов соединило континент Балканотолия с Западной Европой в период от 40 до 34 миллионов лет назад.

Это позволило азиатским млекопитающим, включая грызунов и четвероногих копытных (они же копытные), продвинуться на запад и вторгнуться в Балканатолию, свидетельствуют ископаемые.

В дополнение к этому Лихт и его коллеги обнаружили фрагменты челюстной кости животного, похожего на носорога, на новом ископаемом участке в Турции, который они датировали периодом от 38 до 35 миллионов лет назад.

Эта окаменелость, вероятно, является самым древним азиатским копытным, обнаруженным в Анатолии на сегодняшний день, и предшествует Большому перевороту по крайней мере на 1,5 миллиона лет, что позволяет предположить, что азиатские млекопитающие были на пути в Европу через Балканатолию.

Этот южный путь в Европу через Балканотолию, возможно, был более благоприятным для отважных животных, чем прохождение более высокоширотных маршрутов через Центральную Азию, которая в то время была более сухой, холодной, пустынной степью, также предполагают Лихт и его коллеги.

Однако в своей работе они отмечают, что "связь между отдельными Балканатолийскими островами в прошлом и существование этого южного пути расселения остаются спорными", и что история, собранная до сих пор, "построена только на ископаемых млекопитающих, и более полную картину биоразнообразия Балканатолии в прошлом еще предстоит составить".

Многие геологические изменения, которые привели к возникновению Балканатолии, еще не до конца изучены, и важно отметить, что данный обзор - это всего лишь интерпретация ископаемой летописи одной командой.

При этом ископаемые останки млекопитающих и других позвоночных животных, обитающих на островах, обычно скудны и разрозненны, в то время как богатая наземная ископаемая летопись Балканатолии "предоставляет уникальную возможность документировать эволюцию и гибель островных биотов в глубокой древности", - заключает команда.

Исследование было опубликовано в журнале Earth-Science Reviews.