Новое исследование раскрывает причину, по которой подростки как будто не слышат мамин голос
"Ты вообще меня слушаешь?"
Это вопрос, который обескураженные родители часто задают своим рассеянным подросткам, и правдивый ответ, скорее всего, "нет".
Трудно их в этом винить. Новые исследования мозга подростков показывают, что со временем реакция на определенные голоса естественным образом меняется, в результате чего голос матери кажется нам менее ценным.
При сканировании мозга детей 12 лет и младше наблюдалась бурная нейронная реакция на голос матери, активизирующая центры вознаграждения и центры обработки эмоций в мозге.
Однако примерно к 13-летию ребенка происходят изменения.
Голос матери больше не вызывает такой же неврологической реакции. Вместо этого мозг подростка, независимо от его пола, оказывается более восприимчивым ко всем голосам в целом, будь то новые или запомнившиеся.
Изменения настолько очевидны, что исследователи смогли угадать возраст ребенка просто по тому, как его мозг реагировал на голос матери.
"Как младенец настраивается на голос матери, так и подросток настраивается на новые голоса", - объясняет психиатр Дэниел Абрамс из Стэнфордского университета.
"В подростковом возрасте вы не знаете, что делаете это. Ты просто остаешься собой: У вас есть друзья и новые товарищи, и вы хотите проводить с ними время. Ваш разум становится все более чувствительным к этим незнакомым голосам и привлекает их".
Исследователи подозревают, что это признак того, что мозг подростка развивает социальные навыки. Другими словами, подросток не намеренно закрывается от своей семьи; его мозг просто созревает здоровым образом.
Многочисленные доказательства показывают, что для маленьких детей голос матери играет важную роль в их здоровье и развитии, влияя на уровень стресса, социальную связь, навыки кормления и обработку речи.
Поэтому вполне логично, что мозг ребенка будет особенно чутко реагировать на голос родительницы.
Однако наступает момент, когда слушать не только маму, но и других людей становится выгоднее.
"Когда кажется, что подростки бунтуют, не слушая родителей, это происходит потому, что они настроены на то, чтобы обращать больше внимания на голоса за пределами дома", - говорит нейробиолог Винод Менон, также из Стэнфордского университета.
Полученные результаты основываются на результатах фМРТ, опубликованных той же группой исследователей в 2016 году, которые показали, что у детей в возрасте до 12 лет мозговые цепи избирательно задействованы голосом матери.
Однако, когда исследование было распространено на 22 подростков в возрасте от 13 до 16,5 лет, голос матери не оказывал такого же воздействия.
Вместо этого все голоса, которые слышали подростки, активировали нейронные цепи, связанные со слуховой обработкой, выделением значимой информации и формированием социальных воспоминаний.
Когда участникам была представлена запись голоса их матери, произносящей три бессмысленных слова, в отличие от голоса незнакомца, произносящего то же самое, сканирование мозга показало меньшую активацию центров вознаграждения в мозге.
То же самое было верно и для вентромедиальной префронтальной коры, которая является частью мозга, помогающей определить, какая социальная информация является наиболее ценной.
Исследователи надеются изучить, как эти схемы мозга отличаются у людей с неврологическими заболеваниями.
Например, исследователи из Стэнфорда обнаружили, что дети младшего возраста с аутизмом не так остро реагируют на голос матери. Знание о нейробиологических механизмах, лежащих в основе этого процесса, может помочь нам понять, как происходит социальное развитие.
Результаты нынешнего исследования являются первым свидетельством того, что с возрастом наш слух меньше фокусируется на матери и больше - на голосах самых разных людей.
Эта идея подтверждается другими поведенческими и нейронными исследованиями, которые также свидетельствуют о том, что центры вознаграждения в подростковом мозге отличаются повышенной чувствительностью к новизне в целом.
Эти изменения могут быть ключевыми составляющими здорового социального развития, позволяя подросткам лучше понимать перспективы и намерения других людей.
"В какой-то момент ребенок становится независимым, и это должно быть вызвано каким-то биологическим сигналом", - говорит Менон.
"Именно это мы и обнаружили: Это сигнал, который помогает подросткам взаимодействовать с миром и формировать связи, позволяющие им быть социально адаптированными вне семьи".
Исследование было опубликовано в журнале Journal of Neuroscience.