/ Новости сайта / Наука и Технологии / Палеонтологи: обильные дожди на Аляске привели к упадку любящих сухость динозавров
09.05.2022

Ученые выяснили, как в позднем меловом периоде климат влиял на распространение на Аляске крупных растительноядных динозавров — цератопсид и гадрозаврид. Оказалось, что среднегодовое количество осадков сильнее коррелировало с численностью этих динозавров, чем среднегодовая температура. При этом гадрозавриды предпочитали влажные условия, а цератопсиды — более засушливые. Исследование опубликовано в журнале Geosciences.

На Аляске в конце позднего мелового периода было теплее, чем в наши дни, однако все же температура зимой опускалась ниже нуля. Несмотря на это, здесь найдено большое количество ископаемых остатков динозавров. Ранее ученые предполагали, что с наступлением холодов динозавры мигрировали на юг, однако последующие находки окаменелостей детенышей указали на то, что динозавры жили здесь круглый год. Это лишний раз доказывает, что у нептичьих динозавров, по крайней мере у некоторых групп, температура тела не зависела от условий окружающей среды.

Среди крупных растительноядных динозавров Аляски преобладали представители двух групп: цератопсид (Ceratopsidae) и гадрозаврид (Hadrosauridae). В наши дни крупные растительноядные животные, такие как слоны, являются ключевыми видами своих экосистем, поэтому палеонтологи и геологи из США и Японии во главе с Энтони Фьорилло (Anthony R. Fiorillo) из Южного методистского университета решили выяснить, как климат влиял на распространение цератопсид и гадрозаврид. Для анализа они выбрали три аляскинские формации: Принс-Крик (Prince Creek Formation), нижнюю часть формации Кантуэлл (lower Cantwell Formation) и Чигник (Chignik Formation). Возраст формаций датируется от кампана до маастрихта (83,6–66 миллионов лет назад).

Расположение формаций в наши дни (A) и в позднем меловом периоде (B). 1 — Принс-Крик, 2 — Кантуэлл, 3 — Чигник

Формации Принс-Крик, Кантуэлл и Чигник на стратиграфической шкале

Данные о среднегодовом количестве осадков (СГКО) для Принс-Крик и Кантуэлл и среднегодовой температуре (СГТ) для всех формаций ученые взяли из литературы, а значение СГКО для формации Чигник рассчитали самостоятельно, используя взаимосвязь между СГКО и соотношением стабильных изотопов углерода в растениях (в данном случае — в ископаемой древесине). Расчеты показали, что СГКО для формации Чигник составляет 1090 миллиметров в год.

Среднегодовое количество осадков (в миллиметрах в год)

Среднегодовая температура (в градусах Цельсия)

Исследователи также проанализировали численность гадрозаврид и цератопсид на основе костного материала для формации Принс-Крик и на основе следов для двух других формаций. Оказалось, что в Принс-Крик и Кантуэлл доминировали гадрозавриды (83 и 73 процента соответственно), а в формации Чигник цератопсиды вообще отсутствовали. Затем ученые решили выяснить, как взаимосвязана численность этих динозавров с климатическими данными.

Оказалось, что численность гадрозаврид была выше во влажных условиях (формации Чигник и Принс-Крик), а цератопсид — в более засушливых (формация Кантуэлл). При этом для гадрозаврид была характерна высокая численность при низких и высоких значениях среднегодовой температуры, а у цератопсид — при средних значениях этого показателя. Таким образом, среднегодовое количество осадков сильнее коррелирует с численностью этих динозавров, чем среднегодовая температура.

Численность крупных растительноядных динозавров Аляски в зависимости от: A — среднегодового количества осадков, B — среднегодовой температуры

Ученые отмечают, что полученные результаты согласуются с предыдущими исследованиями, в частности с работой, в которой при помощи анализа стабильных изотопов в зубной эмали динозавров было показано, что гадрозавриды добывали пищу в прибрежных районах, а цератопсиды — вдали от них.