Ученые выяснили, что убивает самую большую рыбу в мире
Более 80 процентов международной торговли осуществляется по морю. Большая часть того, что мы используем и потребляем каждый день, либо перевозилась, либо будет перевозиться на огромных судах, которые бороздят мировой океан.
Маршруты этих контейнеровозов представляют собой фиксированные судоходные пути, известные как морские магистрали, которые не отличаются от наземных автострад. Эти магистрали, по которым суда курсируют туда и обратно, соединяют удаленные порты, часто расположенные на противоположных берегах огромных океанов.
Морские магистрали также могут пересекать пути передвижения и миграции морских животных. Гигантские киты и акулы, питающиеся планктоном, особенно уязвимы для ударов и гибели от крупных судов, поскольку они проводят длительное время у поверхности.
Наше новое исследование показало, что эта угроза может быть более серьезной причиной смерти самой большой рыбы в мире - китовой акулы, чем считалось ранее.
Китовые акулы могут достигать в длину до 20 метров. Несмотря на их мощный внешний вид, за последние 75 лет их численность сократилась более чем на 50%. В 2016 году они были добавлены в растущий список видов акул, находящихся под угрозой исчезновения.
В отличие от большинства других видов акул, обитающих в открытом океане, преднамеренный или случайный вылов рыбы промышленными рыболовецкими флотами не считается основной причиной сокращения численности китовых акул.
Это объясняется тем, что крупные промыслы китовой акулы были закрыты, а с 2003 года этот вид находится под защитой международных торговых запретов. Вместо этого несколько факторов указывают на то, что ведущей, но скрытой причиной гибели являются морские перевозки.
Китовые акулы проводят большую часть своего времени, плавая под поверхностью океана, часто питаясь микроскопическими животными, называемыми зоопланктоном, что может поставить их на прямой путь корабля.
Если крупное судно столкнется с китовой акулой, у нее, скорее всего, будет мало шансов выжить. Зачастую следов таких событий не остается, поскольку в случае смертельного столкновения тело тонет, так как китовые акулы произошли от более мелких, обитающих на дне акул и сохранили отрицательную плавучесть.
Это затрудняет обнаружение и регистрацию столкновений. До сих пор единственным доступным доказательством были скудные свидетельства очевидцев, сообщения в новостях и встречи с акулами, получившими травмы в результате столкновений с небольшими судами.
Мы поставили перед собой задачу раскрыть скрытую гибель китовых акул, собрав международную команду из более чем 60 ученых из 18 стран.
Наш проект "Глобальное движение акул" отслеживал со спутника почти 350 китовых акул, устанавливая на них электронные метки, и беспрецедентно подробно отображал их местоположение во всех крупных океанах. Это позволило выявить наиболее плотно занятые регионы, которые часто находились в прибрежных районах, где, как известно, скапливается этот вид.
Мы сравнили эти перемещения с обязательной системой слежения за судами, которая изначально была разработана для предотвращения столкновения судов друг с другом. Это помогло нам отследить глобальные флоты грузовых, танкерных, пассажирских и рыболовных судов - типы крупных судов (тяжелее 300 брутто-тонн), способных поразить и убить китовую акулу.
Мы обнаружили, что ошеломляющие 92 процента горизонтального пространства, занимаемого китовыми акулами, и почти 50 процентов их глубинных слоев пересекаются с деятельностью этих флотов.
Затем мы разработали современные модели для определения риска столкновений в этих пересекающихся зонах и обнаружили, что Мексиканский залив, Персидский залив и Красное море представляют наибольшую опасность для китовых акул.
В этих регионах находятся одни из самых оживленных портов и морских проходов в мире, и поскольку оцененные нами уровни риска коррелируют с известными смертельными столкновениями, они являются одними из самых опасных мест в мире для обитания китовых акул.
В зонах повышенного риска китовые акулы регулярно пересекали пути судов и проходили рядом с ними, двигаясь примерно в 10 раз быстрее, чем они плыли.
Это давало акулам очень мало времени, чтобы среагировать на приближающееся судно, и такие встречи на близком расстоянии могут происходить чаще, чем мы имеем возможность отслеживать, что может закончиться смертельным исходом.
Настораживает тот факт, что передача меток китовой акулы прекращалась чаще, чем мы ожидали, в оживленных судоходных трассах. Даже после учета случайных технических сбоев передатчиков мы обнаружили, что 24% меток перестали передавать сигнал в оживленных судоходных трассах, скорее всего, из-за того, что китовые акулы были смертельно поражены и опустились на дно океана.
Возможно, мы даже зафиксировали гибель китовых акул в результате столкновений. Некоторые из меток регистрируют глубину, а также местоположение и показывают, что акулы движутся по судоходным путям, но затем медленно опускаются на морское дно на сотни метров ниже - дымящийся пистолет для смертельного удара судна.
Существенная угроза для китовых акул, выявленная в ходе нашего исследования, является убедительным аргументом в пользу принятия срочных мер по защите. В настоящее время не существует международных правил по защите китовых акул от столкновений с судами. В свете нашего исследования, если в ближайшее время не будут приняты меры, этот вид ждет неопределенное будущее.
В качестве первого шага для решения этого кризиса Международная морская организация (IMO) могла бы разработать глобальную схему отчетности, которая объединит записи о столкновениях судов с дикими животными в отношении китовых акул и других видов, находящихся под угрозой исчезновения.
Такая сеть помогла бы региональным властям осуществлять меры защиты, предоставляя доказательства того, где происходят столкновения.
Инициативы по снижению риска столкновений судов могут быть аналогичны мерам по защите китов от столкновений, таким как правила ИМО, требующие от судов снижения скорости или более тщательной навигации. Наше исследование может помочь в определении зон повышенного риска, где эти меры могут быть опробованы.
Быстрые действия могут быть единственным способом предотвратить дальнейшее сокращение численности китовых акул на пути к вымиранию.The Conversation
Фрея Уомерсли, кандидат наук по морской экологии, Саутгемптонский университет и Дэвид Симс, профессор морской экологии, Саутгемптонский университет