/ Новости сайта / Археология / Древний зуб когда-то принадлежал загадочным денисовцам, считают ученые
18.05.2022

Древний зуб когда-то принадлежал загадочным денисовцам, считают ученые

Глубоко в лесах Лаоса, в пещере в Аннамитских горах, лежал единственный детский зуб. Этот зуб - непритязательный коренной зуб - может принадлежать загадочному виду человека, о котором мы мало что знаем и о котором известно лишь несколько останков.

"Анализ внутренней структуры моляра в сочетании с палеопротеомическим анализом эмали указывает на то, что зуб происходит от молодой особи Homo, вероятно, женского пола", - пишут исследователи в новом исследовании.

Зуб из пещеры Там Нгу Хао 2 "скорее всего, представляет денисовца", - говорят исследователи.

Денисовцы - это вымерший вид человека, впервые обнаруженный после того, как анализ кости пальца ребенка, найденного в 2008 году в сибирской пещере, показал, что она не соответствует ни одному из известных видов человека.

Судя по образцам, датированным почти 200 000 лет назад, денисовцы имеют тесное генетическое сходство с неандертальцами.

Однако поиск образцов оказался невероятно скудным. Шесть окаменелых зубов и костей были обнаружены в одной сибирской пещере, а одна частичная нижняя челюсть была найдена в пещере в Китае.

Поэтому открытие потенциального зуба денисовца из Лаоса - далеко к югу от пещер Сибири и Китая - чрезвычайно интересно для исследователей.

"Таким образом, зуб из пещеры Там Нгу Хао 2 в Лаосе представляет собой прямое доказательство того, что в материковой части Юго-Восточной Азии 164-131 тысячу лет назад, вероятнее всего, обитала денисовская особь женского пола с соответствующей фауной", - пишет команда в своей новой статье.

"Это открытие также подтверждает, что этот регион был горячей точкой разнообразия для рода Homo, с присутствием по крайней мере пяти видов позднего среднего и позднего плейстоцена: H. erectus, денисовцы/неандертальцы, H. floresiensis, H. luzonensis и H. sapiens".

Поскольку моляр только недавно завершил свое развитие (на момент смерти человека) и не имел признаков износа, команда считает, что зуб принадлежит ребенку в возрасте от 3,5 до 8,5 лет, когда он умер. Используя отложения вокруг зуба, они датировали его возрастом от 164 до 131 тысячи лет.

К сожалению, когда речь идет о древних одиночных зубах, нелегко подтвердить, что это точно денисовцы. Команда не смогла взять образец древней ДНК из-за возраста образца, отчасти из-за тропических условий, которые, вероятно, уничтожили любые следы ДНК много тысяч лет назад.

Но, проанализировав белки в зубе, а также его морфологию, команда практически уверена, что это зуб денисовца, хотя он также может принадлежать неандертальцу. Чтобы подтвердить ту или иную версию, нужны дополнительные анализы.

"Отличия от неандертальцев, которые мы наблюдаем, не исключают принадлежности [зуба] TNH2-1 к этому таксону и делают его самым юго-восточным ископаемым неандертальцем из когда-либо обнаруженных", - пишет команда.

"Однако, учитывая морфологические особенности TNH2-1 в совокупности, а также высокую степень морфометрического сходства с молярами денисовского образца из [китайской пещеры] Xiahe, наиболее вероятной гипотезой является то, что TNH2-1 принадлежит к этой родственной группе неандертальцев".

Исследование было опубликовано в журнале Nature Communications.