Элита и боги: Гномы в Древнем Египте
Древний Египет с его огромными каменными храмами, пирамидами и гробницами, несомненно, был одной из самых продуктивных передовых цивилизаций дохристианского мира.
Однако их прогресс не ограничивался их знаменитыми монументальными архитектурными произведениями, но также присутствовал и в других аспектах их культуры.
В то время как древнегреческая, римская и китайская культуры порабощали и высмеивали маленьких людей, или карликов, карлики Древнего Египта пользовались уважением и жили нормальной и даже возвышенной жизнью.
Иногда карлики в Древнем Египте становились влиятельными социальными игроками и были похоронены в искусных гробницах рядом с пирамидами. Карлики были настолько важны в ранней египетской религии, что существовали даже карликовые боги!
Гномы в Древнем Египте: Язык и культура
Сложная иероглифическая языковая система египтян, которую они рисовали и вырезали на предметах архитектуры, искусства и ремесел, дает современным исследователям представление о повседневной жизни египтян.
Среди разрушающихся камней и древних текстов есть изображения маленьких людей с ахондроплазией - нарушением роста костей, которое вызывает непропорциональную карликовость.
А в реальном мире, как пишет профессор Чахира Козма в своей работе 2006 года "Карлики в Древнем Египте", "Египет является основным источником информации об ахондроплазии в старом мире, где останки карликов многочисленны и включают полные и частичные скелеты".
Одна из форм древнеегипетской литературы, называемая литературой мудрости, возникла в период Среднего царства Египта и стала канонической в эпоху Нового царства. Письма мудрости были нравоучениями, и в них говорилось, что карликовость не следует рассматривать как физический недостаток.
Напротив, по словам историка Бетти Адельсон, считалось, что карлики в Древнем Египте имели "значительные сакральные ассоциации, поэтому владение карликом придавало человеку высокий социальный статус".
Иероглифические слова для карликов и пигмеев - "dng" (или "deneg"), "nmw" и "hw". Был разработан набор специфических символов, изображающих человеческую форму с более короткими, чем в среднем, верхними и нижними конечностями и большой головой на длинном туловище с согнутыми ногами.
В средневековых европейских культурах карликов часто использовали для того, чтобы они стояли рядом с королями и королевами во время публичных выступлений и церемоний, поскольку благодаря им короли казались гораздо крупнее, чем они были на самом деле.
В отличие от этого, египетские иероглифы показывают, как карлики в Древнем Египте работали ювелирами, личными помощниками, укротителями животных и артистами. Согласно статье 1972 года "Ортопедия и ортопедические заболевания в древнем и современном Египте", карлики были изображены на стенах "по меньшей мере 50 гробниц Старого царства как возле пирамид, так и в огромных некрополях Саккары и Гизы".
Более того, несколько высокопоставленных карликов Старого царства (2700-2190 гг. до н.э.) достигли элитного социального статуса, включая Сенеба, Перенианха, Хнумхотпе и Джедера, которые все были похоронены в тщательно продуманных гробницах возле пирамид Гизы и Саккары.
Если присмотреться к первому имени в приведенном выше списке четырех маленьких древних египтян, то карлик Сенеб служил во времена четвертой династии фараонов Хуфу (около 2575-2465 гг. до н.э.) и Джедера (2649 г. до н.э. - около 2611 г. до н.э.). Искусная гробница-мастаба Сенеба была раскопана в Гизе в 1925-1926 годах.
А в наосе (внутренней камере храма) в гробнице-мастабе Сенеба археологи обнаружили статую, изображающую карлика и его семью, которая в настоящее время выставлена в Египетском музее в Каире. Считается, что Сенеб, вероятно, был ахондропластическим карликом, и он изображен на статуе с охристо-красной кожей, выраженным носом и ртом, короткими волосами и большими глазами.
По мнению некоторых исследователей, его "мягкие" черты лица по сравнению с другими египетскими изображениями карликов позволяют предположить, что он, возможно, страдал от ипохондроплазии, которая является более легкой формой ахондроплазии. Однако его тело так и не было обнаружено, поэтому точный диагноз поставить невозможно.
Жена и дети Сенеба имеют средний рост, а мальчик и девочка расположены ниже его, и эта деталь не случайна, согласно книге египтолога Франческо Тирадритти "Египетские сокровища из Египетского музея в Каире", вышедшей в 1999 году. Тирадритти объяснил, что древнеегипетский художник, создавший статую Сенеба, был "очень искусен и чувствителен" в создании баланса и симметрии в группе, разместив двух детей там, где должны были быть ноги Сенеба.
50 карликов погребального искусства Древнего царства, изображенных в Гизе и Саккаре, представляют собой неэлитных, простых карликов, работающих в качестве "ювелиров, животных или домашних животных, рыбаков, хранителей гардероба, развлекателей и танцоров, контролеров одежды и белья, а также личных слуг".
В нескольких гробницах Старого царства женщины-карлики изображены в качестве повитух и медсестер, помогающих при родах. А в Саккаре гробница карлика Мерерука, министра царя Тети, была разделена на три части, в каждой из которых изображена жизнь древних карликов-ремесленников.
Сцены в верхней трети изображают "скульпторов, вазописцев, плотников и металлистов", а в средней трети - коллекцию завершенных шедевров ювелирного искусства.
В нижней трети два рабочих среднего роста держат завершенный ошейник, а рядом с ними два карлика держат цепочку для шейного чокера, а другие карлики завершают пектораль в форме замочной скважины. На других рельефах Старого царства изображены мужчины и женщины-карлики, поющие, танцующие и играющие музыку.
В Египетском музее в Каире есть одна экспозиция "амулетных танцев голых пигмеев" 12-й династии с маленькими отверстиями для струн, так что, когда за них дергают, танцоры двигаются.
В заключение можно смело сказать, что жизнь карликов в Древнем Египте была исключительно комфортной, по сравнению с тем, как относились к маленьким людям в других древних культурах.
Согласно научной статье, опубликованной в 2017 году в Pacific Standard, в Древней Греции карликов использовали в дионисийских культовых ритуалах в качестве "маленьких лысых мужчин с пенисами огромного размера, вожделеющих женщин среднего роста".
В Древнем Риме карликов брали в рабство, а их хозяева намеренно недоедали (морили голодом), чтобы они продавались по более высокой цене, и подобной жестокости подвергались карлики в Западной Африке и Китае.
Возможно, о самом ужасном в культурном отношении обращении с карликами в Китае писал историк Мартин Монестье. Он описал, как император Сюаньцзун (712 - 756 гг. н.э.) построил "Место отдыха для желанных чудовищ". В этом подземелье император держал своих личных карликовых придворных шутов и артистов, которые были одними из монстров.