Новое исследование раскрывает внутренние мысли людей, загадочно застывших в кататонии
Иногда меня, как врача, просят осмотреть пациента в отделении неотложной помощи, который совершенно немой. Они сидят неподвижно, оглядывая комнату. Я поднимаю их руку, и она остается в этом положении. Кто-то берет у них анализ крови, а они даже не вздрагивают. Они ничего не ели и не пили день или два.
В голове начинают крутиться вопросы. Что с ними не так? Стали бы они реагировать на кого-то другого? У них травма мозга? Они ее наносят? И - самое трудное - как я могу узнать, что происходит, если они не могут мне сказать?
Я психиатр и исследователь, специализирующийся на редком состоянии, известном как кататония - тяжелая форма психического заболевания, при которой у людей возникают проблемы с движением и речью.
Кататония может длиться от нескольких часов до нескольких недель, месяцев или даже лет. У некоторых людей приступы повторяются. Я беседовал об этом состоянии с врачами, медсестрами, учеными, пациентами и сиделками.
Один вопрос возникает чаще других: о чем думают люди с кататонией? Думают ли они вообще?
Когда человек почти не может двигаться или говорить, легко предположить, что он не находится в сознании. Исследования последних лет показали, что это не так. На самом деле все обстоит как раз наоборот.
Люди с кататонией часто выражают сильное беспокойство и говорят, что их переполняют чувства. Дело не в том, что у людей с кататонией нет мыслей - возможно, их слишком много.
Но что это за мысли? Что может делать разум, который заставляет вас замирать? В новом исследовании мы с коллегами попытались пролить свет на этот вопрос.
Сотни пациентов
Изучив истории болезни сотен пациентов, переживших кататонию, мы обнаружили, что лишь немногие из них рассказали о том, что произошло, либо в то время, либо позже. Многие не осознавали или не помнили, что происходило.
Некоторые описывали, что испытывали непреодолимый страх. Некоторые осознавали боль от долгого пребывания в неподвижном состоянии, но, тем не менее, казалось, не могли пошевелиться. Но интереснее всего нам показались те люди, у которых на каком-то уровне было рациональное объяснение кататонии. Записи одного пациента гласили:
Я встретил его стоящим на коленях на полу, прижав лоб к полу. Он сказал, что принял такую позу, чтобы спасти свою жизнь, и все время просил, чтобы его посмотрел шейный врач... Он все время говорил о том, что его голова падает с шеи.
Если вы действительно верите, что ваша голова подвергается неминуемому риску падения, может быть, не так уж плохо держать ее на полу".
Для других это были голоса (галлюцинации), которые приказывали им делать определенные вещи. Одному человеку сказали, что его голова взорвется, если он пошевелится - довольно убедительная причина оставаться неподвижным. Другой думал, что Бог говорит ему не есть и не пить.
Инсценировка смерти
Одна из теорий кататонии заключается в том, что она похожа на "смертельный финт", который демонстрируют некоторые животные. При столкновении с хищником, превосходящим их по размерам или силе, некоторые хищные животные замирают, и предполагается, что хищник может их не заметить.
Одна пациентка в исследовании живо описала, что видела змею (которая также говорила с ней). Мы не можем утверждать на основании одного этого примера, что ее тело приняло примитивную защиту от хищника, но это, безусловно, возможно.
Кататония остается загадочным состоянием, застрявшим на полпути между неврологией и психиатрией. По крайней мере, понимая, что могут испытывать люди, мы можем успокоить их и посочувствовать. The Conversation
Джонатан Роджерс, клинический стипендиат Wellcome Trust по психиатрии, Калифорнийский университет.