Резкое таяние Арктики спровоцировало землетрясение
Резкое потепление климата в Арктике в 1979–1980 годах произошло из-за серии катастрофических землетрясений. К такой сенсационной версии, противоречащей популярному «антропогенному фактору», пришла группа ученых под руководством академика РАН Леопольда Лобковского. Триггером, или спусковым крючком процесса потепления, по мнению исследователей, могли стать именно тектонические волны, зародившиеся в середине прошлого века в ближайшей к арктическому шельфу Алеутской зоне взаимодействия литосферных плит.
Полярные регионы – это места, где изменения глобального климата наиболее заметны. До сих пор одна из главных версий связывает их с углеродным следом от промышленности. Мировое сообщество пытается бороться с ним путем введения квот и ограничений, внедрением безуглеродных технологий. Но есть много научных групп, которые не согласны с антропогенной концепцией глобального потепления.
К примеру, недавно был выпущен манифест международного независимого фонда Global Climate Intelligence Group под названием: «Чрезвычайной климатической ситуации не существует». Манифест подписали более 1200 ученых и экспертов со всего мира. Они приводят доказательства того, что известные климатические модели несовершенны, а потому на них нельзя опираться при принятии экономических и политических решений.
Между тем есть и альтернативные версии причин глобального изменения климата. Одной из них стала сейсмогенная гипотеза российских геофизиков из Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, Томского государственного университета, лаборатории геофизических исследований Арктики и континентальных окраин мирового океана МФТИ, Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН, Института геотермальных исследований и возобновляемых источников энергии РАН (Махачкала) и Института динамики геосфер РАН.
Предлагаемая ими геодинамическая концепция (работа проводилась при частичной поддержке Российского научного фонда) объясняет резкий старт потепления в полярной зоне в 1979–1980 годах именно «ударным» эффектом тектонических волн, вызванных катастрофическими землетрясениями.
По словам академика Лобковского, процесс может иметь взаимосвязь с сильнейшими землетрясениями в ближайшей к арктическому шельфу Алеутской зоне субдукции (линейной зоне на границе литосферных плит, вдоль которой происходит погружение одних блоков земной коры под другие). Эти землетрясения случились в Алеутской дуге в середине прошлого века с 1957 по 1965 год. Сгенерированные землетрясениями волны распространялись в горизонтальном направлении со скоростью порядка 100 км в год, и за 20 лет как раз могли преодолеть 2000 км и достичь Арктического шельфа.
Дальше – деформационные волны могли разрушить газогидраты, находящиеся в мерзлых породах арктического шельфа, и высвободившийся из них метан создал сильный парниковый эффект, который и привел к заметному потеплению. Исследователи приводят в пример подобный механизм выбросов метана и в области прилегающей суши. К примеру, именно им объясняются многочисленные кратеры в тундре, наподобие Ямальского.
***
Между тем, по мнению геофизиков, аналогичный «сейсмогенно-триггерный» механизм мог вызвать фазу аномального потепления и в Антарктике (оно произошло почти синхронно с арктическим). Здесь толчком могло послужить самое мощное за всю историю наблюдений землетрясение 1960 года в центральной части Чилийской зоны. Его магнитуда составила 9,5. В итоге мог произойти заметный рост температуры в Антарктиде и таяние многих ледников, таких, как ледники Ларсена, ледники Уилкинса и Георга VI, ледник моря Росса и другие.
Предложенная геодинамическая гипотеза, по словам Леопольда Лобковского, позволяет пересмотреть экономические и политические решения, которые могут тормозить развитие экономики ресурсодобывающих стран, к которым относятся Россия, Китай, ряд стран Ближнего Востока.