Ученые оценили толщину снежного покрова на Энцеладе
Спутник Сатурна Энцелад считается одним из самых подходящих для развития жизни мест во всей Солнечной системе. Под его ледяной поверхностью скрывается целый океан соленой жидкой воды, которая время от времени вырывается на поверхность гейзерами, бьющими из глубоких трещин. В составе этих выбросов обнаружены азот, метан, диоксид углерода и даже примитивные органические соединения.
К сожалению, достичь океана и осмотреть его напрямую пока что вряд ли возможно. Для этого понадобится не только добраться до Энцелада, но и пробиться сквозь ледяную кору, толщина которой может достигать 20-25 километров. Недаром ученые предлагают определить наличие жизни без посадки на спутник, за счет анализа выбрасываемых им газов. Спуск и работа на поверхности дополнительно осложняются рыхлым снегом, который покрывает Энцелад.
Выбросы местных гейзеров частично улетают в космос и пополняют одно из колец Сатурна. Однако большая часть этого вещества падает обратно на поверхность, накапливаясь на ней. Безопасность посадки на Энцелад зависит от глубины и плотности этого слоя. Такую работу провели недавно американские ученые, статья которых опубликована в журнале Icarus.
Цепочки рытвин на разных телах Солнечной системы / ©Emily Martin et al.
Эмили Мартин (Emily Martin) и ее коллеги обратили внимание на одну из особенностей поверхности Энцелада, многочисленные цепочки рытвин. Аналогичные системы известны и на других небесных телах, включая Марс и Землю. Они образуются из-за проваливания рыхлого грунта, снега или другого материала в скрытые под ним пустоты.
Диаметр, крутизна склонов и другие детали геометрии таких ям зависят от толщины и плотности рыхлого слоя. Изучив образование цепочек рытвин в Исландии, ученые сопоставили полученные данные с тем, что можно наблюдать на Энцеладе. В результате они заключили, что мощность снежного покрова на его поверхности достигает сотен метров, вплоть до 700 метров в некоторых участках.
Ученые подсчитали, что для накопления такого слоя гейзеры должны были бы действовать с той же силой, как и сейчас, на протяжении 4,5 миллиардов лет – все то время, пока существует спутник. Поверить в это трудно, поэтому авторы полагают, что в прошлом Энцелад был активнее, чем сегодня.