/ Новости сайта / Космос / Солнечная система могла появиться из-за столкновения Млечного Пути с карликовым соседом
26.05.2020

Внутри Млечного Пути астрономы нашли множество звезд, которые появились после нескольких сближений и столкновений нашей Галактики и ее спутника, карликовой галактики Sgr DEG. Ученые предполагают, что аналогичным образом могла появиться и Солнечная система. Их выводы опубликовал научный журнал Nature Astronomy.

"Солнце возникло в ту же эпоху, когда начали появляться звезды, порожденные первым сближением Sgr DEG с Млечным Путем. Мы не можем точно сказать, привело ли это событие к коллапсу облака, из которого возникло наше светило. Однако это вполне вероятно, учитывая возраст Солнечной системы и время появления найденных нами звезд", – рассказала Кармэ Галларт, астроном из Астрофизического института Канарских островов (Испания), один из авторов исследования.

Астрономы считают, что в обозримом космическом пространстве галактики практически постоянно сталкиваются и сливаются. Благодаря этому звезды в них начинают формироваться гораздо чаще и быстрее. По оценкам NASA, около четверти видимых галактик в прошлом уже пережили подобные "ДТП". В первые эпохи жизни Вселенной подобные события могли происходить еще чаще.

Долгое время ученые считали, что в Млечном Пути подобных вспышек звездообразования не было, так как он сталкивался с относительно небольшими карликовыми галактиками, которые находились на небольшом расстоянии от него. В конце прошлого года европейские астрономы, изучая звезды в центре Галактики с помощью наземного телескопа VLT, выяснили, что это мнение было неверно.

Скульптор Млечного Пути

Проводя своеобразную "перепись" всех близлежащих светил с помощью орбитального телескопа Gaia, Галларт и ее коллеги открыли новые свидетельства того, что история рождения нынешнего звездного "населения" Млечного Пути во многом связана с его столкновениями с другими галактиками.

Этот телескоп был запущен в конце 2013 года для того, чтобы определить точные координаты примерно миллиарда звезд в Млечном Пути, а также чтобы определить, когда они сформировались. Подобные данные, как отмечает Галларт, позволяют определить, когда в нашей Галактике возникали вспышки звездообразования и попытаться связать их с тем, когда она сближалась или сталкивалась с соседями.

Благодаря данным Gaia европейские астрономы выяснили, что Млечный Путь пережил три относительно недавних "бума рождаемости" звезд. Они произошли примерно 5,7, а также 1,9 и 1 млрд лет назад. В результате скорость образования новых светил увеличивалась примерно от двух до четырех раза. Каждый из этих периодов длился несколько сотен миллионов лет, во время которых частота рождения новых звезд сначала резко вырастала, а потом плавно падала.

Ученые обратили внимание на то, что начало этих периодов совпадает с теми эпохами жизни Вселенной, когда Млечный Путь предположительно сталкивался с одним из ее спутников, карликовой галактикой Sgr DEG. Сейчас она располагается в созвездии Стрельца, на расстоянии в 65 тысяч световых лет от Земли.

Опираясь на это предположение, исследователи просчитали, может ли карликовая галактика подобных размеров и массы достаточно сильно "взболтать" газ Млечного Пути для того, чтобы внутри него начались вспышки звездообразования той мощности, на которую указывают замеры Gaia.

Результаты расчетов подтвердили предположения Галларт и ее коллег. Кроме того, они указали на то, что очередная вспышка звездообразования, которая связана с Sgr DEG, началась в Млечном Пути совсем недавно, около 100 млн лет назад. В пользу того, что она действительно была, говорят и наблюдения Gaia, которые зафиксировали неожиданно большое количество новых звезд в Галактике, а также небольшое расстояние до Sgr DEG и направление движения этого спутника Млечного Пути.

Все это, как заключают ученые, говорит о том, что карликовая галактика в созвездии Стрельца не только могла сформировать нынешний облик Млечного Пути, поучаствовав в формировании его рукавов, как давно предполагают астрономы, но и сыграла ключевую роль в рождении Солнца и многих других звезд, которые сейчас находятся в пределах Галактики.