/ Новости сайта / Космос / Марсианские вулканы всё ещё извергаются?
08.05.2021

Марсианские вулканы всё ещё извергаются?

Астрономы обнаружили следы недавней вулканической активности на Красной планете. Возможно, извержение произошло всего 50 тысяч лет назад. А это значит, что следующее такое событие может случиться в любой момент.

В своё время Марс пережил многочисленные и масштабные вулканические извержения, изменившие облик планеты. Но почти все подобные катаклизмы произошли 3–4 миллиарда лет назад. До сих пор самыми молодыми на Марсе считались следы вулканической активности возрастом около 2,5 миллиона лет. Они расположены на равнине Элизий.

Теперь же учёные отыскали на той же равнине куда более молодую геологическую структуру. На снимках с орбитальных аппаратов видна тёмная область вокруг трещины в коре Марса, входящей в систему разломов Cerberus Fossae.

Тёмное пятно площадью с большой город симметрично расположено по обеим сторонам трещины. Оно богато типичным вулканическим минералом – пироксеном. И даже внешне это образование очень похоже на детали поверхности Луны и Меркурия, которые обычно считаются вулканическими отложениями.

Карта равнины Элизий. Цветами обозначена высота. Место предполагаемого извержения обведено белым прямоугольником.
Иллюстрация MOLA Science Team.

Специалисты склоняются к мысли, что эта структура сложена пеплом и лавой, излившейся из трещины при извержении. По оценкам экспертов, столб пепла мог подняться на высоту до десяти километров. Всего же вулкан выбросил около десяти миллионов кубических метров вещества.

Интереснее всего возраст этих следов извержения. Судя по количеству метеоритных кратеров, им от 50 до 200 тысячелетий. По геологическим меркам это мгновение. Если вулканы на Марсе могли извергаться тогда, они могут делать это и сейчас.

Важно, что именно в районе разломов Cerberus Fossae находились очаги самых сильных марсотрясений, зафиксированных зондом InSight. Возможно, эти подземные толчки связаны с движениями магмы в глубине.

Если на Марсе всё ещё существуют близкие к поверхности очаги подземного тепла, они могут стать источниками энергии для гипотетических марсианских микробов.

Подробности исследования изложены в научной статье, опубликованной в журнале Icarus.