Затонувший у Индонезии корабль IX века доказывает прямую связь с Китаем
В 1998 году индонезийский ныряльщик за морскими огурцами наткнулся на кучу керамики, в основном чаш и глиняных горшков, на плоском, лишенном всяких признаков морском дне.
Отличительно окрашенная керамика была легко идентифицирована как происходящая из печей Чанша в провинции Хунань в Китае, которые работали во времена династии Тан (618-907 гг.).
Действительно, самый ранний известный датированный образец посуды из Чанши (не входящий в состав данного груза) имеет надпись на окиси железа, которая гласит kaichen san nian jou yue (третий год эпохи Кайчэн), что соответствует 838 году нашей эры.
Ныряльщик за морскими огурцами и его компаньоны продали местонахождение объекта немецкой компании Seabed Explorations GBR, которая имела лицензию на проведение исследований и раскопок, выданную правительством Индонезии.
Компания проводила раскопки в сентябре и октябре 1998 года. Работы были приостановлены на время северо-западного муссона и возобновлены в апреле 1999 года.
Тот факт, что это очень древнее и важное для истории затонувшее судно было найдено лишь в 1998 году, удивителен. Оно находится всего в 4 морских милях к северу от главного города и порта острова Белитунг, Танджунг Пандан, и менее чем в 2 морских милях от берега, в позиции 2º 41' ю.ш., 107º 35' в.д.
Глубина в этом месте составляет всего 17 метров, с достаточно чистой водой на илистом песчаном дне. Курган из донных отложений был более чем на метр выше уровня окружающего морского дна, над ним возвышалось несколько коралловых конгломератов.
Останки корпуса судна находились примерно на 1 метр ниже уровня морского дна или на 2 метра ниже вершины насыпи. Этот район часто посещают рыбаки и ныряльщики за морскими огурцами, но он свободен от коммерческого судоходства из-за обширной системы рифов.
Более чем вероятно, что причиной гибели судна стал риф Бату Хитам (индонезийское название "Черная скала"), расположенный всего в 150 метрах к северо-западу от места крушения.
Было извлечено около 250 000 артефактов, 65% из которых состояли в основном из китайской керамики, а также керамики из других частей Азии. 10% составляли ближневосточные и индийские изделия из стекла и драгоценных камней, а остальное - слитки, железо и другие металлы.
Корабль был идентифицирован как западно-австронезийское судно длиной около 30 м, возможно, построенное в районе Малаккского пролива. Ряд ремонтных работ, видимых на остатках корпуса, указывает на то, что судно использовалось в течение значительного времени до затопления.
Схема укладки груза свидетельствует о том, что большая часть керамической посуды была принята на борт в портах Южного Китая, скорее всего, в Гуанчжоу, где примерно в это время заканчивалось царство Наньхань, одно из десяти южных царств эпохи Пяти династий; Кенди и вазы из тонкой пастовой посуды из района Сатингпра / перешейка Кра, найденные в верхних слоях участка, предполагают остановку там; изделия из стекла и полудрагоценных камней Ближнего Востока и малайское олово были добавлены во время остановки в одном из южных суматранских портов Шривиджаянской федерации. Анализ китайских монет в грузе позволяет отнести затопление примерно к 970 году н.э.
Спасенные артефакты были выставлены на аукцион в 2006 году, впоследствии спасатели разделили продажу 50 на 50 процентов с индонезийским правительством.
Учитывая важность этой находки для изучения экономики и истории торговли, а также морской археологии, эксперты, историки и археологи призвали правительство Индонезии сохранить большую часть содержимого затонувшего судна в целости и сохранности. Правительство решило сохранить 10 процентов из 76 000 найденных артефактов в коллекции индонезийского музея.