Челюсть койота оказалась древнейшими останками собаки в Америке
Палеозоологи исследовали фрагмент древней челюсти койота, обнаруженный в 1990-е годы в ходе раскопок в Северо-Восточной Коста-Рике. Ученым показалось странным, что в эпоху плейстоцена (около 12 тысяч лет назад) ареал обитания этих животных простирался так далеко на юг. Морфология зубов показала, что это древнейшие останки домашней собаки и первое свидетельство пребывания людей в эпоху плейстоцена в Коста-Рике, о чем сообщает издание France 24.
Собаки (Canis familiaris) стали первыми животными, которых одомашнил человек. Однако ученые расходятся во мнениях, когда произошло это событие и было ли оно однократным. По некоторым оценкам, генетическая дивергенция домашних собак и волков произошла около 135 тысяч лет назад. Однако достоверные свидетельства использования человеком домашних собак относятся к эпохе верхнего палеолита, когда на многих стоянках в Европе, на Алтае и Ближнем Востоке появляются кости этих животных, служивших помощниками на охоте.
Палеогенетики отмечают, что анализ древней ДНК, полученной от собак из разных регионов, указывает на формирование к началу голоцена по меньшей мере трех крупных генетических линий: западноевропейской, восточноазиатской и арктической/американской. Первая включает в себя древних животных с Ближнего Востока и Леванта, современных африканских, древних и современных европейских, а также степных собак эпохи бронзы. Восточноазиатская линия представлена современными собаками из Китая, Вьетнама, с островов Юго-Восточной Азии и новогвинейскими поющими собаками. Третья линия включает современные арктические породы, например, сибирских хаски, древних американских и сибирских собак.
Исследователь Гильермо Варгас (Guillermo Vargas) из Национального музея Коста-Рики рассказал о раскопках, проходивших на северо-востоке страны. Ученый сообщил, что в 1978 году в Накаоме были найдены костные останки эпохи позднего плейстоцена, после чего в 1990-е годы там начались полноценные работы. Их результатом стало обнаружение костей гигантской лошади (Equus giganteus), глиптодона (Glyptodon), мастодонта (Mammutidae) и фрагмента челюсти койота (Canis latrans). Находки были датированы финалом плейстоцена, то есть их возраст составил около 12 тысяч лет. Однако, по мнению Варгаса, обнаружение останков койота такой древности в Коста-Рике показалось странным.
От редактора
Ареал койотов значительно расширился в течение XIX–XX веков после истребления волков. Считается, что в Северной Америке до этого времени койоты не встречались южнее Мексики. В Южной Коста-Рике и Северной Панаме эти животные оказались лишь в конце 1970-х годов.
Внимательное изучение челюсти позволило ученым обнаружить морфологические характеристики, свойственные собаке. В частности, койоту требуются более острые зубы, в то время как домашние животные питались остатками человеческой пищи, поэтому этот признак оказался не важен для выживания. Присутствие собак также является свидетельством проживания древних людей в Коста-Рике в эпоху плейстоцена, чего ранее не было отмечено в археологической летописи, хотя к этому времени человек уже достиг Чили и Патагонии, а также жил в соседней Мексике.
Палеозоолог и биолог Рауль Валадес (Raul Valadez) из Национального автономного университета Мексики отметил, что первые одомашненные собаки оказались в Северной Америке, по всей видимости, около 15 тысяч лет назад в результате миграции палеосибирского населения через Берингов пролив. Однако до настоящего времени древнейшим известным останкам собаки на континенте около 10150 лет, а обнаружены они были на Аляске.
Оксфордский университет предложил провести генетическое исследование останков собаки, а также уточнить датировку радиоуглеродным методом. Это позволит узнать больше о происхождении животного и подтвердить его видовую принадлежность.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях древних собак. Так, анализ древней ДНК позволил выяснить, что сибирские арктические собаки скрестились со степными и научились пасти оленей, а анализ копролитов раскрыл диету собак из неолитического свайного поселения Сертея—II.