/ Новости сайта / Космос / Остатки атмосферы планеты, разрушенной столкновением, обнаружены возле звезды
21.10.2021

Остатки атмосферы планеты, разрушенной столкновением, обнаружены возле звезды

В молодых планетных системах обычно происходят мощные столкновения, посредством которых молодые планетные тела небольшого размера постепенно объединяются и формируют все более и более крупные планеты. В нашей Солнечной системе Земля и Луна, предположительно, являются продуктами гигантского столкновения такого рода. Астрономы предполагают, что такие столкновения должны быть широко распространены в молодых планетных системах, но их наблюдения в окрестностях иных звезд представляют большую трудность.

В новом исследовании астрономы обнаружили признаки гигантского столкновения, которое произошло в близлежащей звездной системе, находящейся на расстоянии всего лишь 95 световых лет от Земли. Эта звезда, получившая название HD 172555, сформировалась всего лишь 23 миллиона лет назад и, как подозревают ученые, в пыли вокруг этого светила различимы следы недавнего столкновения между планетами.

Эта команда, возглавляемая учеными из Массачусетского технологического института, США, определила, что столкновение, вероятно, произошло между планетой земного типа размером примерно с Землю и меньшим по размерам телом примерно 200 000 лет назад на скоростях порядка 10 километров в секунду.

Проводя радионаблюдения, астрономы обнаружили газ, монооксид углерода, который указывает на то, что такое высокоскоростное столкновение привело к отрыву части атмосферы большей по размерам планеты – высокоэнергетическое событие, которое может объяснить наблюдаемые газ и пыль вокруг звезды.

«В нашем исследовании мы впервые наблюдали атмосферу, потерянную планетой в космос в результате столкновения, в окрестностях звезды», - рассказала главный автор исследования Таяна Шнейдерман (Tajana Schneiderman) из Массачусетского технологического института.

В своей работе Шнейдерман и ее команда обнаружили при помощи радиообсерватории Atacama Large Millimeter Array (ALMA) признаки наличия монооксида углерода в системе звезды HD 172555. Исключив альтернативные версии происхождения данного газа, который легко подвергается фотодиссоциации в окрестностях светила, исследователи пришли к выводу, что этот монооксид углерода образовался в результате столкновения между двумя планетными телами не раньше чем 200 000 лет назад, когда атмосфера большего по размерам тела была рассеяна в космос вблизи звезды.

Исследование опубликовано в журнале Nature.