Белая скала в Вилькабамбе: Священное сердце второй столицы инков
В сердце империи инков в Перу, скрытое в горах и заслоненное более известными руинами инков в Мачу-Пикчу и окрестностях Куско, находится редко посещаемая и малоизвестная резная скала Вилькабамба. Но эта забытая скульптура была одним из самых святых мест в империи инков.
Это место и здания в близлежащем поселении Виткос были церемониальным сердцем империи инков. Именно здесь инки уединились, и именно здесь угасла последняя часть культуры инков.
Открытие Вилькабамбы
В 1911 году американский политик и археолог Хайрам Бингем начал научное исследование древней стоянки инков в Перу под названием Мачу-Пикчу. Он был искусным альпинистом, научившись этому мастерству у своего отца, и это очень помогло ему в исследовании древних городов инков.
В июле 1911 года Бингхэм отправился в археологическую экспедицию, финансируемую Йельским университетом. Главной целью экспедиции было обнаружение "потерянного города инков", известного как Вилькабамба.
Хотя шансы найти это место считались довольно низкими, мужество и стойкость Хайрама Бингема привели к окончательному успеху экспедиции. Бингхэм обнаружил и нанес на карту Вилкабамбу и близлежащий Виткос, и тайная вторая столица инков снова появилась на карте.
Виткос
Белокаменные Вилькабамба и Виткос расположены на вершине холма, примерно в ста метрах над деревней Уанкакалье, расположенной в долине Вилькабамба. Виткос был поселением высокого статуса, предназначенным для резиденций знати инков и в качестве церемониального центра.
Регион, в котором расположен Виткос, довольно пересеченный. Рельеф местности включает в себя низменные джунгли, заснеженные горы, реки и леса, а транспорт и доступ в этот район довольно затруднен даже сегодня.
Но инки были здесь по крайней мере с 1450 года нашей эры. В то время они основали свои основные центры в Вилькабамбе, Мачу-Пикчу, Виткосе и Чокекирао. Виткос в этот период был главным домом для нескольких королевских инков. Он также был популярен как религиозное место, особенно возле Суста Хиспана, "белой скалы".
После завоевания инков испанскими конкистадорами Виткос был в значительной степени забыт и пролежал относительно нетронутым несколько столетий, пока его вновь не открыл Хайрам Бингем во время своей экспедиции в 1911 году. Описания, оставленные конкистадорами, заставили Бингхэма сосредоточиться на регионе под названием "Розаспата".
Эти же описания в конечном итоге привели его к открытию дворца Виткос и священного белого камня. Но здесь Бингхэм допустил ошибку: нанеся на карту оба объекта, он продолжил поиски последнего города инков. Только позже ему удалось правильно определить, чем были Вилькабамба и Виткос.
Виткос до сих пор редко посещается людьми, и он не был восстановлен, в отличие от ряда более известных мест инков. Он расположен в легко обороняемом месте, окруженном крутыми горными склонами, к которому можно добраться только по одной узкой полосе. Господствующий вид на подступающие к нему горные перевалы дает понять, что это было важное место в ландшафте.
Ñusta Hispana: Белая скала
Ñusta Hispana, или Белая скала, находится неподалеку. Священный камень имеет около 50 футов (15 м) в поперечнике и покрыт гравировкой и резьбой. Белый камень находится в центре храмовой зоны, где проводились ритуалы инков.
Вокруг камня протекал природный источник, создавая темный бассейн у его основания. Известно, что жрецы инков призывали духов в этом бассейне, расположенном на вертикальной стороне камня. Первые испанцы, посетившие Виткос во времена правления Манко Инки, правителя инков после конкистадоров, посещали важные ритуалы инков у белого камня.
Некоторые находки показывают, что Титу Куси, сын Манко Инки, пригласил двух монахов, чтобы остановиться в Виткосе. Однако эти два монаха считали, что камень на самом деле предназначен для поклонения дьяволу.
В некоторых сообщениях даже говорилось, что у белого камня появлялся дьявол. Известно, что дьявол ранил и убивал своих поклонников, издавая при этом дикий рев. Считалось, что люди приходили из дальних мест, чтобы принести жертвы и дары из страха перед этим дьяволом.
В результате испанские захватчики решили уничтожить это место.
Разрушение
Согласно Бингхэму, пока Титу Куси был в другом месте, монах Гарсия и монах Ортис сопровождали обращенных туземцев, чтобы сжечь Храм Солнца, испепелив близлежащую белую скалу. Акт сожжения Храма Солнца был направлен главным образом на изгнание Люцифера, дьявола, из этого места.
Однако этот поступок разозлил инков, и они чуть не убили двух монахов. Но Титу Куси был известен как щедрый человек и, очевидно, политический прагматик. Поэтому он пощадил жизни двух монахов, изгнав одного из них из империи инков, но позволив другому, монаху Ортису, остаться.
К сожалению, это решение оказалось роковым для монаха Ортиса, когда Титу Куси внезапно умер от неизвестной болезни. Народ инков начал обвинять монаха в смерти Титу Куси. За это монаха Ортиса пытали и в конце концов убили.
Сегодня обработанные камни лежат разбросанными у обрыва большого храма и отмечают место, где проводились священные ритуалы инков. Но это место больше не забыто: благодаря истории, которую хранит это место, туристы проявляют интерес к посещению этого места и осмотру белого камня в священном сердце инков.