/ Новости сайта / Тайны истории / Удивительное происхождение Таримских мумий
28.10.2021

Удивительное происхождение Таримских мумий

Оценка: 0.0    597 0 Тайны истории

Таримские му́мии — мумифицированные тела XVIII века до н. э. — II века н. э., сохранившиеся в засушливых условиях пустыни Такла-Макан близ Лоуланя.

В новом исследовании международная группа ученых определила генетическое происхождение самых загадочных мумий Азии - мумий Таримского бассейна на западе Китая. Когда-то считалось, что это индоевропейские мигранты с Запада, но оказалось, что мумии бронзового века Таримского бассейна - это местное коренное население с глубокими азиатскими корнями и пристрастием к высокой кухне.

Будучи частью Шелкового пути и находясь на географическом пересечении культур Востока и Запада, Синьцзян-Уйгурский автономный район долгое время служил основным перекрестком для трансъевразийского обмена людьми, культурами, сельским хозяйством и языками.

С конца 1990-х годов обнаружение сотен естественных мумифицированных человеческих останков, датируемых примерно от 2 000 лет до н.э. до 200 г. н.э. в бассейне реки Тарим, привлекло внимание международной общественности благодаря их так называемому "западному" внешнему виду, их войлочной и тканой шерстяной одежде, а также их агропастбищному хозяйству, которое включало крупный рогатый скот, овец и коз, пшеницу, ячмень, просо и даже кефирный сыр.

Захороненные в лодочных гробах в бесплодной пустыне, мумии из бассейна Тарима долгое время озадачивали ученых и породили множество теорий об их загадочном происхождении.

Удивительное происхождение Таримских мумий, изображение №2

Скотоводческая экономика и необычный внешний вид мумий из бассейна Тарима заставили некоторых ученых предположить, что они были потомками мигрирующих скотоводов Ямная, высокомобильного общества бронзового века из степей Причерноморья на юге России. Другие исследователи относят их происхождение к среднеазиатским пустынным оазисным культурам Бактрийско-Маргианского археологического комплекса (БМАК), группе, имеющей тесные генетические связи с ранними земледельцами Иранского плато.

Чтобы лучше понять происхождение населения, оставившего мумии Таримского бассейна, которое впервые заселило регион в таких местах, как Сяохэ и Гумугоу около 2 000 лет до н.э., группа международных исследователей из Цзилиньского университета, Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии, Института эволюционной антропологии Макса Планка, Сеульского национального университета (Корея) и Гарвардского университета собрали и проанализировали геномные данные тринадцати самых ранних известных мумий из Таримского бассейна, датируемых примерно 2 100 - 1 700 гг. до н.э., а также пяти особей, датируемых примерно 3 000 - 2 800 гг. до н.э. из соседнего Джунгарского бассейна.

Это первое геномное исследование доисторического населения Синьцзян-Уйгурского автономного района, включающее самые ранние человеческие останки, обнаруженные в этом регионе.

Мумии из бассейна Тарима не были приезжими в регионе

Удивительное происхождение Таримских мумий, изображение №3

К своему большому удивлению, исследователи обнаружили, что мумии из Таримского бассейна вовсе не были новичками в регионе, а скорее являются прямыми потомками некогда широко распространенной плейстоценовой популяции, которая в значительной степени исчезла к концу последнего ледникового периода.

Эта популяция, известная как древние северные евразийцы (ДСЕ), сохранилась в геномах современных народов лишь в незначительной степени, причем коренные народы Сибири и Америки имеют самую высокую долю, около 40%. В отличие от современных популяций, мумии из Таримского бассейна не имеют признаков смешения с другими голоценовыми группами, образуя вместо этого ранее неизвестный генетический изолят, который, вероятно, претерпел экстремальное и длительное генетическое "узкое место" до заселения Таримского бассейна.

"Археогенетики давно ищут голоценовые популяции ANE, чтобы лучше понять генетическую историю Внутренней Евразии. Мы нашли ее в самом неожиданном месте", - говорит Чонгвон Чонг, старший автор исследования и профессор биологических наук Сеульского национального университета.

В отличие от Таримской котловины, самые ранние жители соседней Джунгарской котловины произошли не только от местного населения, но и от западных степных скотоводов, а именно от афанасьевцев, скотоводческой группы, имеющей тесные генетические связи с яманью раннего бронзового века. Генетическая характеристика джунгар раннего бронзового века также помогла прояснить происхождение других скотоводческих групп, известных как чемурчек, которые позже распространились на север до Алтайских гор и в Монголию. Группы чемурчеков, по-видимому, являются потомками джунгар раннего бронзового века и центральноазиатских групп из Внутреннеазиатского горного коридора (ВАТК), которые ведут свою родословную как от местного населения, так и от агроскотоводов ВАТК.

"Эти результаты дополняют наше понимание распространения предков ямной группы на восток и сценариев, по которым происходило смешение, когда они впервые встретились с населением Внутренней Азии", - говорит Чао Нин, соавтор исследования и профессор Школы археологии и музеологии Пекинского университета.

Группы Таримского бассейна были генетически, но не культурно изолированы

Удивительное происхождение Таримских мумий, изображение №4

Эти данные о широком генетическом смешении по всему Таримскому бассейну на протяжении Бронзового века делают еще более примечательным тот факт, что мумии из Таримского бассейна вообще не имеют никаких признаков генетической примеси. Тем не менее, хотя группы Таримского бассейна были генетически изолированы, они не были изолированы культурно. Протеомный анализ их зубного камня подтвердил, что основатели уже занимались разведением крупного рогатого скота, овец и коз, и что они были хорошо осведомлены о различных культурах, кухнях и технологиях вокруг них.

"Несмотря на генетическую изоляцию, народы бронзового века Таримского бассейна были удивительно космополитичны в культурном отношении - они строили свою кухню на основе пшеницы и молочных продуктов из Западной Азии, проса из Восточной Азии и лекарственных растений, таких как эфедра, из Центральной Азии", - говорит Кристина Уориннер, старший автор исследования, профессор антропологии Гарвардского университета и руководитель исследовательской группы в Институте эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, Германия.

"Реконструкция происхождения мумий из Таримского бассейна оказала преобразующее влияние на наше понимание региона, и мы продолжим изучение геномов древних людей в другие эпохи, чтобы глубже понять историю миграции людей в евразийских степях", - добавляет Иньцю Цуй, старший автор исследования и профессор Школы наук о жизни Цзилиньского университета.