/ Новости сайта / Наука и Технологии / Впервые обнаружен "потерянный случай массового вымирания", погубивший 63% приматов Африки
30.10.2021

Около 34 миллионов лет назад "потерянное вымирание" в Африке стерло с лица земли большинство приматов, грызунов и хищников, которые охотились на эти две группы. Виды исчезли в ходе медленной волны вымирания, которая охватывала миллионы лет и оставалась незамеченной учеными - до сих пор.

На фото выше:

Окаменелости ключевых групп, использованные для раскрытия эоцен-олигоценового вымирания в Африке: приматы - слева, плотоядный гиенодонт - вверху справа, грызун - внизу справа. Эти окаменелости происходят из Фаюмской впадины в Египте и хранятся в отделе ископаемых приматов Центра лемуров Дьюка.

Это ранее невиданное вымирание соединяет две геологические эпохи: эоцен (55,8-33,9 млн. лет назад) и олигоцен (33,9-23 млн. лет назад). Когда парниковый климат эоцена начал смещаться в сторону ледниковых температур, характерных для олигоцена, уровень моря упал, Антарктический ледниковый щит вырос, и примерно две трети всех видов животных в Европе и Азии вымерли.

Однако исследователи полагали, что жизнь в Африке избежала этой участи, и что животные там были защищены от худших последствий похолодания климата благодаря близости к экватору. Немногочисленные африканские окаменелости того периода дали ученым мало подсказок о том, что на самом деле произошло с животным миром континента при похолодании Земли; новый взгляд на линии животных недавно показал, что изменение климата в конце эоцена нанесло разрушительный удар и по жизни африканских млекопитающих.

Используя сотни окаменелостей, возраст которых охватывает десятки миллионов лет - от середины эоцена до олигоцена, - ученые восстановили эволюционную хронологию в семейных деревьях пяти групп африканских млекопитающих. Исследователи сосредоточили свое внимание на двух группах приматов, двух группах грызунов и одной группе вымерших хищников, известных как гиенадонты ("зубы гиены"), которые охотились на грызунов и приматов, сообщается в новом исследовании.

"В Африке нет такой плотности ископаемых, как на других континентах", - сказал соавтор исследования Эрик Зайфферт, профессор и заведующий кафедрой интегративных анатомических наук в Школе медицины Кека при Университете Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. "Поэтому нам нужно было найти способ извлечь как можно больше информации, для чего мы и использовали этот довольно новый подход", - сказал Зайфферт в интервью Live Science.

Компьютерная томография зубов показывает, что зубы млекопитающих стали менее разнообразными во время раннего олигоценового вымирания. Вот пример трехмерной формы зуба нижнего моляра ископаемого аномалуроидного грызуна.

Авторы использовали имеющиеся у них окаменелости, чтобы проследить видовое разнообразие и исчезновение видов в этих группах животных с течением времени. В результате были выявлены закономерности, свидетельствующие о том, что около 34 миллионов лет назад похолодание Земли отрезало целые ветви родословных этих млекопитающих. Видовое разнообразие не упало резко, как это часто бывает при глобальном массовом вымирании. Скорее, снижение происходило в течение миллионов лет, пока не исчезло 63% видов этих групп млекопитающих.

"В течение 4 миллионов лет мы видим постепенную медленную потерю всех родов, которые существовали в позднем эоцене", - сказал Зайфферт. "Самая большая впадина кривой разнообразия линий достигает своего дна 30 миллионов лет назад, а затем снова начинает набирать обороты около 28 миллионов лет назад".

Когда эти группы снова начали диверсифицироваться, многие из новых видов приобрели новые черты, которых не было у видов, существовавших до вымирания, говорится в исследовании. Например, у видов грызунов и приматов, появившихся в олигоцене, форма зубов отличалась от формы зубов их вымерших сородичей, что указывает на то, что эти животные были приспособлены к выживанию в иных экосистемах, чем те, в которых жили их предшественники.

"Вымирание интересно в этом смысле", - сказал в своем заявлении соавтор исследования Мэтт Бортс, куратор отдела ископаемых приматов Центра лемуров Дьюка. "Оно убивает все, но также открывает новые экологические возможности для тех видов, которые выживают в этом новом мире".

Было ли глобальное похолодание причиной исчезновения этих африканских млекопитающих? Хотя это, вероятно, было одним из факторов, другие свидетельства из Африки и Аравийского полуострова примерно 31 миллион лет назад говорят о том, что необычайно активные вулканы могли создать еще одну непреодолимую проблему для их выживания, сказал Зайфферт.

"Вся эта вулканическая активность, которая в конечном итоге привела к подъему и развитию Эфиопского нагорья, началась около 31 миллиона лет назад с некоторых действительно драматических вулканических суперизвержений", - сказал он. "Эта часть восточной Африки постоянно изменялась в результате этих вулканических событий. Если не обязательно вымирание, то эти постоянные изменения окружающей среды могли, по крайней мере, задержать диверсификацию некоторых из этих линий".

Результаты исследования были опубликованы 7 октября в журнале Communications Biology.