/ Новости сайта / Наука и Технологии / Древний головоногий моллюск-"вампир", живший 330 миллионов лет назад, является первым представителем своего вида
09.03.2022

Исключительная окаменелость, обнаруженная в Монтане, позволила нам узнать о самом раннем предке кальмаров-вампиров и осьминогов.

Головоногий моллюск, принадлежащий к отряду вампиропод или осьминогов, отодвигает возраст группы примерно на 82 миллиона лет назад.

Это ставит под сомнение наши представления о том, что осьминоги произошли от триасового предка. Удивительно, что у этого вида не восемь, а 10 рук, что показывает, что где-то за это время эти животные потеряли два рабочих щупальца.

"Это первый и единственный известный вампиропод, обладающий 10 функциональными придатками", - говорит палеонтолог Кристофер Уолен из Американского музея естественной истории (AMNH) и Йельского университета.

Новооткрытый зверь был назван Syllipsimopodi bideni в честь президента Джозефа Байдена, который на момент открытия был недавно инаугурирован и планировал бороться с изменением климата (хотя это звучит так, как будто его называют старым вампиром со слишком большим количеством рук).

Наше понимание эволюционной истории вампиропод в лучшем случае обрывочно. Осьминоги и кальмары-вампиры, названные так за свой кроваво-красный цвет и похожую на плащ паутину, - мягкие и хлюпающие существа, у которых нет костей, только внутренняя оболочка из хитина, а такие ткани не часто переживают века, как зубы и кости.

Однако в некоторых типах исключительных ископаемых образований, известных как лагерштетты, мягкие ткани иногда сохраняются.

Именно здесь Уолен и его соавтор, палеонтолог из AMNH Нил Ландман, нашли Syllipsimopodi: в окаменелости, извлеченной из лагерштетта в Монтане, известного как Медвежье ущелье.

Этот небольшой отпечаток мягкого тела, сохранившийся нетронутым в течение сотен миллионов лет, показывает, что история современных животных была сложной и увлекательной сагой.

"Наши результаты свидетельствуют о том, что самые ранние вампироподы, по крайней мере поверхностно, напоминали кальмаров, живущих сегодня", - говорит Уолен.

"Syllipsimopodi bideni также бросает вызов доминирующим аргументам в пользу происхождения вампиропод и предлагает новую модель эволюции головоногих с внутренним панцирем".

Ранее были намеки на то, что род вампиропод может быть старше, чем предыдущий самый древний известный экземпляр, датируемый примерно 240 миллионами лет назад.

Молекулярные часы этой линии - скорость мутации биомолекул в ДНК, которая может быть использована для определения эволюционной истории организма - позволили предположить, что вампироподы возникли где-то между 350-330 миллионами лет назад.

Открытие Уалена и Ландмана подтверждает эти оценки, добавляя, что 10-рукий Syllipsimopodi является самым ранним из известных расходящихся вампиропод от общего предка группы. Эти 10 рук, все с присосками, позволяют предположить, что у общего предка также было 10 рук.

"Количество рук является одной из определяющих характеристик, отделяющих 10-руких кальмаров и каракатиц (Decabrachia) от восьмируких осьминогов и кальмаров-вампиров (Vampyropoda)", - объясняет Уолен.

Мы уже давно поняли, что осьминоги достигают восьмирукости за счет устранения двух нитей у кальмара-вампира, и что эти нити являются рудиментарными руками".

"Однако у всех ранее известных ископаемых вампиропод, сохранивших придатки, было только восемь рук, так что эта окаменелость, возможно, является первым подтверждением идеи о том, что у всех головоногих предков было 10 рук".

На основании невероятных окаменелостей исследователи смогли определить, что две руки Syllipsimopodi были длиннее остальных; возможно, они использовались для захвата добычи, а более короткие могли использоваться для удержания и манипулирования ею.

Тело животного также имело торпедообразную форму, как у современных кальмаров, и плавники, которые, похоже, были достаточно большими, чтобы помочь Syllipsimopodi плавать и стабилизироваться.

Еще одно анатомическое сходство с кальмарами (а также с кальмарами-вампирами) заключается в том, что у ископаемого Syllipsimopodi обнаружены признаки внутренней структуры раковины, называемой гладиусом. У осьминогов такой структуры нет; она сведена к штрихообразным структурам, называемым стилетами.

Эти характеристики помогли исследователям определить, где Syllipsimopodi мог вписываться в экосистемы.

"Возможно, Syllipsimopodi занимал нишу, более похожую на нишу ныне живущих кальмаров - водного хищника среднего уровня", - говорит Ландман.

"Не исключено, что он мог использовать свои руки с присосками, чтобы выталкивать мелких аммоноидей из их раковин или выходить на берег для добычи брахиопод, двустворчатых моллюсков или других панцирных морских животных".

Исследование было опубликовано в журнале Nature Communications.