/ Новости сайта / Климат и Экология / Дым от крупных лесных пожаров разрушает озоновый слой, показало исследование
19.03.2022

Дым от крупных лесных пожаров разрушает озоновый слой, показало исследование

Новое исследование показывает, что дым от лесных пожаров разрушает озоновый слой. Исследователи предупреждают, что если крупные пожары станут более частыми в условиях меняющегося климата, то больше вредного ультрафиолетового излучения от солнца будет достигать земли.

Химики-атмосферники из Университета Ватерлоо обнаружили, что дым от австралийских лесных пожаров 2019 и 2020 годов разрушал атмосферный озон в Южном полушарии в течение нескольких месяцев. Озоновый щит - это часть стратосферного слоя атмосферы Земли, которая поглощает ультрафиолетовые лучи солнца.

Исследователи использовали данные со спутника Atmospheric Chemistry Experiment (ACE) Канадского космического агентства для измерения влияния частиц дыма в стратосфере. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

"Австралийские пожары ввели частицы кислотного дыма в стратосферу, нарушив химический состав хлора, водорода и азота, которые регулируют озон", - сказал Питер Бернат, профессор-исследователь химического факультета Ватерлоо и ведущий автор исследования. "Это первое крупное измерение дыма, которое показывает, что он преобразует эти озонорегулирующие соединения в более реактивные соединения, разрушающие озон".

Подобно дырам над полярными регионами, этот ущерб является временным эффектом, и уровни озона возвращаются к уровням до лесных пожаров, как только дым исчезает из стратосферы. Однако увеличение распространенности лесных пожаров означает, что разрушения происходят чаще.

"Спутник ACE - это уникальная миссия с более чем 18 непрерывными годами данных о составе атмосферы. ACE измеряет большой набор молекул, чтобы дать более полную картину того, что происходит в нашей атмосфере", - сказал Бернат. "Модели пока не могут воспроизвести химический состав атмосферного дыма, поэтому наши измерения дают уникальный взгляд на химический состав, не наблюдавшийся ранее".

Операции спутника ACE проводятся в Университете Ватерлоо, а Бернат является ведущим ученым миссии. Статья "Дым от диких пожаров разрушает стратосферный озон" опубликована в выпуске журнала Science от 18 марта.