Почему люди ненавидят звук собственного голоса?
Возможно, вы недавно записали, как вам казалось, идеальный ролик, а потом воспроизвели его и скривились от звука своего голоса. Или, может быть, вы оратор, которому приходится кропотливо слушать, как он репетирует, прежде чем произнести большую речь. Многие люди с отвращением реагируют на звук собственного голоса, когда слышат его в записи, хотя они слышат его каждый день, когда говорят. В одном исследовании 2005 года пациенты и врачи оценивали качество своего голоса и неизменно оценивали его более негативно, чем объективные врачи.
На самом деле, покойные психологи Филипп Хольцман и Клайд Раузи придумали термин "голосовое противостояние" для определения этого явления еще в 1966 году. По сути, причина, по которой мы все так сильно кривляемся, когда слышим свои голоса в записи, и не делаем этого, когда слышим, как говорим сами, заключается в различиях между тем, что вы ожидаете от своего голоса и тем, что вы слышите на самом деле, когда кассеты отмотаны назад.
Когда вы слышите свой собственный голос, воспроизведенный на записи, звук проходит через воздух и попадает в ваши уши в процессе, называемом "воздушной проводимостью" Когда звук достигает уха, он вибрирует в ушных костях, которые посылают сигналы в нервную систему, чтобы она могла зарегистрировать их как что бы то ни было: язык, строительство внизу или мяуканье вашей кошки на улице.
Однако, когда мы говорим в повседневной жизни, мы слушаем звук, передаваемый не только извне через воздух, но и изнутри через кости в нашей голове (через The Guardian). Когда звук проходит через кости, а не через воздух, его частота намного ниже, поскольку звуковые волны проходят через разные среды. В результате наши голоса, воспроизводимые нам, обычно звучат выше и тоньше - и более кричаще. Голосовая конфронтация возникает, когда мы ожидаем, что наш голос будет звучать так, как мы обычно слышим его в повседневной жизни, но на самом деле он звучит совсем по-другому.
Некоторым людям может нравиться звучание собственного голоса. В одном исследовании, проведенном в 2013 году в журнале "Восприятие", пациентам неосознанно проигрывали вокальные образцы, среди которых был и их собственный голос. После этого они постоянно оценивали собственные голоса как более привлекательные, чем другие. В другом исследовании, проведенном Филипом Хольцманом в 1967 году, только 38 процентов людей могли утверждать, что голоса, воспроизведенные на записи, были их собственными.
Это натолкнуло Хольцмана и Клайда Раузи на мысль, что это физиологическое объяснение может быть не единственным. В ходе последующих исследований они также обнаружили, что голосовое противостояние происходит потому, что мы обнаруживаем такие аспекты нашей личности - то, что они назвали "экстралингвистическими сигналами" - как беспокойство, нерешительность или гнев, когда мы говорим, и это может заставить нас чувствовать себя некомфортно. Это возвращается к элементу "ожидание против реальности" голосовой конфронтации. Нам, как социальным существам, неприятно слышать, как в нашем голосе воспроизводятся те аспекты нас самих, которые отличаются от того, как мы представляем себя в нашей голове.
Теория голосовой конфронтации связана с методом самоконфронтации в психологии. При использовании в консультировании эта техника может помочь пациентам получить лучшее представление о своих моделях поведения с внешней точки зрения. По сути, она может стимулировать некоторых людей к изменениям, показывая им, как их поведение и вредные привычки воспринимаются другими людьми, сообщает Американская психологическая ассоциация. Первоначально созданная Хубертом Хермансом в 1992 году, она часто используется для людей, переживающих проблемы с идентичностью, межличностные конфликты или трудные решения.
Это похоже на голосовую конфронтацию, потому что мы вынуждены столкнуться с теми аспектами нашей личности, которые мы могли не заметить раньше - например, тонкая микроагрессия или склонность к нерешительности в речи, когда мы останавливаемся в конце предложения - и которые не так понятны нам, когда мы слышим свой голос изнутри собственной головы. Тем не менее, не стоит путать эти два понятия: одно является средством консультирования, а другое - это то, что может происходить более тонко, когда мы слышим записи самих себя.
В интервью Time профессор ларингологии Мартин Бирхолл сказал, что люди с телесной или гендерной дисфорией могут быть особенно шокированы, когда слышат свой голос в записи, потому что он может сильнее отличаться от того, что они слышат сами. Звучание голоса играет важную роль в формировании идентичности, а голос является гендерным признаком. Если трансгендерный человек слышит, как его голос воспроизводится и звучит более мужественно или более женственно, чем тот пол, с которым он себя идентифицирует, это может усилить чувство дисфории.
Другие группы также могут быть более восприимчивы к голосовому противостоянию. В исследовании, проведенном в 1970 году в журнале Perceptual and Motor Skills, ученые обнаружили, что люди с нарушениями речи испытывают большее противостояние голосу, чем люди без нарушений речи. В другом исследовании Филипп Хольцман и Клайд Раузи изучали, как различается восприятие голосовых записей у мужчин и женщин. Они обнаружили, что женщины, слушавшие воспроизведение своего голоса, постоянно замечали расхождения, а мужчины - нет.
Мартин Бирхолл объяснил Time противостояние голосов, сказав, что поскольку мы привыкаем к голосу, который слышим в своей голове, измененный голос, который возвращается на запись, становится для нас неожиданностью. "Мы строим свое самовосприятие и вокальную самооценку вокруг того, что мы слышим, а не вокруг реальности", - сказал он.
Интересно, что в другом исследовании Филипа Хольцмана и Клайда Раузи двуязычные люди были менее удовлетворены записями своих голосов на родном языке, чем на изученных языках (по материалам Journal of Personality and Social Psychology). Нейробиолог из Университета Макгилла Марк Пелл рассказал The Guardian, что мы можем сравнивать наши голоса, которые мы слышим, когда они воспроизводятся, с тем, что другие думают о нас в обществе, "что приводит к тому, что многие люди расстраиваются или недовольны тем, как они звучат, потому что сформированное впечатление не соответствует социальным характеристикам, которые они хотят проецировать".
Как пишут сами Хольцман и Роузи, "срыв и защитные переживания являются реакцией на внезапное столкновение с выразительными качествами голоса, которые субъект не собирался выражать и о которых... он не знал, что выразил".