/ Новости сайта / Наука и Технологии / Окаменелости листьев на Борнео свидетельствуют о существовании древнего леса возрастом 4 миллиона лет
02.05.2022

Впервые на Борнео были детально изучены окаменелости листьев, говорят исследователи. Это свидетельствует о том, что тропические леса, покрывающие поверхность острова, существовали и поддерживали биоразнообразие по меньшей мере 4 миллиона лет.

Нынешний ландшафт, в котором преобладают диптерокарповые деревья, выглядит так же, как и в эпоху плиоцена, примерно 2,6-5,3 миллиона лет назад, говорят исследователи, и это делает его ценной экосистемой, которую необходимо сохранить для будущих поколений.

Борнео является домом для почти 270 видов диптерокарповых, что составляет более половины от общего числа видов в мире. Поскольку биоразнообразие тропической Азии в настоящее время находится под серьезной угрозой, остров играет важнейшую роль в поддержании этого биоразнообразия.

Окаменелости листьев на Борнео свидетельствуют о существовании древнего леса возрастом 4 миллиона лет, изображение №2

"Это первая демонстрация того, что характерная доминирующая форма жизни Борнео и всех влажных тропиков Азии - диптерокарповые деревья - не только присутствовала, но и фактически доминировала", - говорит палеоботаник Питер Уилф из Университета штата Пенсильвания. "Мы нашли гораздо больше окаменелостей диптерокарпов, чем любой другой группы растений".

Эти диптерокарпы - одни из самых высоких тропических деревьев в мире, некоторые особи могут вырастать до высоты около 100 метров (328 футов).

Однако, по словам Уилфа, ископаемые окаменелости их листьев трудно найти из-за покрова лесов и их почв.

Ранее для изучения жизни растений на Борнео использовалась окаменевшая пыльца, но поскольку пыльца диптерокарповых так быстро разлагается, возникло подозрение, что эти исследования пыльцы не дают полной картины. В данном случае команда обнаружила породы с большим количеством окаменелостей листьев диптерокарпа, но мало пыльцы диптерокарпа, что подтверждает гипотезу о предвзятости.

Окаменелости листьев на Борнео свидетельствуют о существовании древнего леса возрастом 4 миллиона лет, изображение №3

Новое исследование объединяет пыльцу листьев и окаменелостей, выявляя древний мир мангровых зарослей и болот, граничащих с тропическими низменными влажными лесами, с разнообразным папоротниковым подлеском и обилием вьющихся растений.

"Мы видим, какой была окружающая среда миллионы лет назад", - говорит Уилф. "Она была очень похожа на то, что вы можете найти там сейчас, хотя эти места обитания были вырублены на большей части тропической Азии".

Леса находятся под давлением лесозаготовительной деятельности, сельскохозяйственного освоения земель и изменения климата. На Борнео наблюдается высокий уровень обезлесения, хотя в районе Брунея - где проводилось исследование - большинство старовозрастных тропических лесов еще сохранилось.

По словам исследователей, сохранение и расширение этих лесов должно быть одним из главных приоритетов. Благодаря опылению и огромному запасу питательных семян, диптерокарповые деревья служат основой жизни для многочисленных видов флоры и фауны, включая хоботных обезьян, облачных леопардов, солнечных медведей и птиц-носорогов.

Сейчас около 89 процентов из 460 азиатских видов диптерокарповых имеют статус находящихся под угрозой исчезновения, в то время как 57 процентов видов находятся под угрозой исчезновения, в критическом состоянии или вымерли. Если мы позволим этому процессу продолжаться, то, как показывает последнее исследование, мы потеряем четыре миллиона лет истории леса. Более глубокое понимание истории региона должно помочь усилиям по сохранению лесов.

"В азиатских тропиках очень мало ископаемых", - говорит эколог Ферри Слик из Университета Брунея-Даруссалама.

"Я надеюсь, что это исследование будет стимулировать более активные усилия по изучению окаменелостей в тропиках, поскольку они могут многое рассказать нам о естественной истории региона".

Исследование было опубликовано в журнале PeerJ.