/ Новости сайта / Космос / У астронавтов наблюдаются существенные изменения в мозге даже спустя месяцы после возвращения на Землю
06.05.2022

Находясь в свободном падении в течение нескольких месяцев подряд, наш организм перестраивается таким образом, что у космических путешественников возникает длинный список проблем со здоровьем.

Последняя оценка деформирующего воздействия микрогравитации на нашу биологию сосредоточена на пространствах, окружающих кровеносные сосуды, которые проходят через наш мозг, и выявила изменения, которые остаются с астронавтами после полетов.

Исследователи из США сравнили серию магнитно-резонансных снимков (МРТ) мозга 15 астронавтов, сделанных до шестимесячного пребывания на Международной космической станции и через шесть месяцев после их возвращения.

Используя алгоритмы для тщательной оценки размеров периваскулярных пространств (зазоров в тканях мозга, которые, как считается, способствуют балансу жидкостей), команда обнаружила, что время, проведенное на орбите, оказало глубокое влияние на водопровод мозга. По крайней мере, для первопроходцев.

Среди астронавтов-ветеранов, как оказалось, не было большой разницы в размерах периваскулярных пространств на двух снимках, сделанных до полета, и на четырех снимках, сделанных после.

"Опытные астронавты, возможно, достигли некоего гомеостаза", - говорит невролог из Орегонского университета здоровья и науки Хуан Пиантино.

Полученные результаты, возможно, не так уж удивительны, учитывая то, что мы уже знаем о том, как мозг искажается, когда постоянное притяжение гравитации ослабевает.

Предыдущие исследования тканей мозга и объема жидкости в них показали, что они медленно восстанавливаются после пребывания в космосе, причем некоторые изменения сохраняются в течение года и более.

В настоящее время астронавты редко совершают более нескольких полетов в космос за свою жизнь, обычно они проводят там около шести месяцев. Однако с ростом коммерциализации космической индустрии все может измениться.

Будет полезно узнать, усугубляют ли повторные путешествия вред, или изменения, произошедшие во время первого путешествия, временно адаптируют астронавтов к новому виду нормы.

"Мы все приспособились использовать гравитацию в свою пользу", - говорит Пиантино.

"Природа не поместила наши мозги в ноги - она поместила их высоко вверх. Если убрать гравитацию из уравнения, как это повлияет на физиологию человека?".

Даже в контексте расширения периваскулярных пространств еще не до конца ясно, несет ли это изменение ощутимый риск для здоровья.

Как правило, мы больше всего используем эту неврологическую дренажную систему во время сна. Промывание жидкостей вокруг нашего серого вещества, по-видимому, играет важную роль в удалении отработанных продуктов, которые накапливаются в течение более активного времени.

Без эффективного функционирования этих каналов разрушительные вещества могут накапливаться, потенциально способствуя повышению риска нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера.

Пока еще слишком рано говорить о том, оказывает ли микрогравитация какое-либо влияние на циркуляцию спинномозговой жидкости вокруг нашего мозга, не говоря уже о том, значительны ли изменения в форме сети каналов. Возможно, это станет очевидным только после того, как исследователи соберут хорошую выборку астронавтов-ветеранов с большим стажем работы.

Знание об этих небольших изменениях выходит за рамки потенциального вреда от работы в нерабочее время в космической отрасли.

"Это также заставляет задуматься о некоторых основных фундаментальных вопросах науки и о том, как развивалась жизнь на Земле", - говорит Пиантино.

Постоянное притяжение гравитации - это не только то, с чем мы боремся, в конце концов. Это сила, которую мы эволюционировали, чтобы использовать, помогая кровотоку и выведению отходов, а также потенциально выполняя множество других функций, о которых мы даже не задумывались.

Изучая тонкие изменения в здоровье и анатомии в условиях, которые мы никогда не переносили, мы почти наверняка узнаем больше о болезнях и расстройствах, которые наши тела вынуждены переносить здесь, внизу.

Данное исследование было опубликовано в журнале Scientific Reports.