Загадка древнего "железного столба" в Индии
Железный столб Дели высотой почти 7 метров находится в мечети Кувват-уль в Мехраули в Дели, Индия. Он весит более 6 тонн и на 98% состоит из кованого железа.
Считается, что колонна была изготовлена с помощью кузнечной сварки. Колонна богато украшена, но вряд ли она вызовет благоговейный трепет, если не знать, насколько длинна и загадочна ее история.
Столб, которому 1600 лет
Мечеть Кувват-уль датируется 1192 годом. Она стоит вокруг Железного столба в руинах, выдающих ее огромный возраст. Мечеть является реликвией исламской Индии. Железный столб датируется еще дальше, чем окружающее его разрушенное исламское здание.
Но на первый взгляд железный столб ничем не выдает своего возраста. Он был выкован 1 600 лет назад (где-то в 300-х годах) и перевезен в Дели примерно 1 000 лет назад, до того как была построена мечеть.
Такой старый железный столб должен был давно рассыпаться в пыль и разлететься от ветра. Тем не менее, индуистский столб прочно возвышается над исламскими руинами, которые рассыплются в прах задолго до него.
Царь Чандрагупта II
Согласно популярному переводу надписи на брахми на железном столбе Дели, столб был сделан для царя. Царь предположительно относится к периоду Гуптов, учитывая эпоху его создания. Он также был сделан в честь одного из самых главных индуистских богов - Вишну. Для какого гуптского царя был изготовлен Железный столб, в надписи не уточняется. Однако широко распространено мнение, что надпись относится к царю Чандрагупте II, правившему примерно с 375 по 415 год н.э.
Перевод надписей Джоном Флитом в 1888 года гласит:
"Он, на руке которого слава была начертана мечом, когда в сражении в странах Ванга (Бенгалия) он размял (и обратил) назад (своей) грудью врагов, которые, объединившись вместе, выступили против (него); - он, которым, перейдя в войне семь устьев (реки) Синдху, были покорены вахлики; - он, бризами которого до сих пор благоухает южный океан.
Он, остаток великого рвения, чья энергия, полностью уничтожившая (его) врагов, подобно (остатку великого пылающего жара) догоревшего костра в большом лесу, даже сейчас не покидает землю; хотя он, царь, словно утомленный, покинул эту землю и отправился в другой мир, переселяясь (телесно) из в землю (рая), завоеванную (заслугами его) деяний, (но) оставаясь на (этой) земле (памятью о его) славе.
Им, царем, был достигнут единственный верховный суверенитет в мире, приобретенный его собственной рукой и (которым он пользовался) очень долгое время; (и) который, имея имя Чандра, носил красоту лица, подобную (красоте) полной луны, - с верой устремив свой ум на (бога) Вишну, этот возвышенный штандарт божественного Вишну был установлен на холме, (называемом) Вишнупада"
Почему он был создан?
Назначение Железного столба в Дели - одна из многих загадок. Некоторые говорят, что это был флагшток, сделанный для короля, упомянутого в надписи. Другие говорят, что это были солнечные часы на своем первоначальном месте в Мадхья-Прадеше. Почему он больше не находится в Мадхья-Прадеше - еще одна загадка. Нет никаких доказательств того, кто передвинул столб 1 000 лет назад, как он передвигался или даже почему. Все, что мы можем сказать с уверенностью об этом аспекте истории столба, это то, что он был частью пейзажа Дели в течение очень долгого времени.
Как она, казалось бы, оставалась незапятнанной так долго? Кажется, что колонна не ржавеет. Хотя теперь мы знаем, что это не совсем так. Для своего возраста он находится в невероятном состоянии. Однако он не лишен ржавчины. На колонне появилось небольшое количество ржавчины. Это не делает состояние колонны менее загадочным. Как уже говорилось выше, она не должна существовать. Как же она выдерживает годы? Ответить на этот вопрос непросто.
Возможные объяснения его сохранности
Одним из основных катализаторов ржавчины является влажность, а в Дели не очень влажно. Это может быть одним из факторов естественной сохранности железного столба в Дели. Другие возможности включают в себя мастерство людей, изготовивших столб, качество использованных материалов и удачные условия, которые привели к появлению защитного слоя на столбе.
Исследование, проведенное в 1963 году М.К. Гхошем из Национальной металлургической лаборатории, предполагает, что при строительстве колонны для придания ей формы по очереди били молотом по кускам раскаленного железа. Каждый кусок весил от 44 до 66 фунтов. При внимательном рассмотрении на поверхности столба видны следы от молота, которым ковали железо. По мнению Гхоша, 120 рабочих потратили две недели на создание колонны.
Низкий уровень ржавчины железа, вероятно, объясняется высоким содержанием фосфора, низким содержанием серы, низким содержанием марганца и высоким содержанием шлака в кованом железе.
Конструкция столба до сих пор остается загадкой. Анализ самого столба или изучение богатой истории Индии может в конечном итоге дать ответ.