Борясь с птичьим гриппом, Европа применяет ранее запрещенные вакцины
В марте Кристиан Друэн, французский фермер из Вандеи, обнаружил, что его куры умирают от птичьего гриппа. Ему пришлось принять решительные меры, чтобы уничтожить поголовье и предотвратить распространение инфекции. Обычно ветеринары приезжали на место, чтобы усыпить птиц углекислым газом. Но ветеринарные бригады были перегружены вызовами на выбраковку стад, зараженных вирусом, который теперь, по-видимому, стал эндемичным в Европе.
Поэтому Друэну посоветовали отключить вентиляторы в птичниках. Когда температура поднялась, большинство из его 18 000 птиц умерли от теплового удара в течение нескольких часов. На следующий день соседи помогли ему закопать тушки. "После этого я лежал в темноте, ошеломленный тем, что я сделал", - сказал он агентству Франс Пресс.
Стремясь уничтожить высокопатогенный штамм птичьего гриппа H5N1, Франция и другие страны выбраковывают рекордное количество домашней птицы - более 16 миллионов птиц с декабря 2021 года только во Франции. В прошлом году затраты на эти цели превысили 150 миллионов евро. Теперь, столкнувшись с отчаянием таких фермеров, как Друэн, Франция, Нидерланды и другие пострадавшие страны возобновили исследования решения, которое долгое время считалось запретным: вакцинация стад.
Министры Франции и других стран ЕС обсуждают эту идею, а голландские ученые уже начали испытания куриных вакцин. На этой неделе на юго-западе Франции ученые начнут вакцинировать уток недавно разработанной вакциной. А в октябре заинтересованные стороны соберутся во Всемирной организации охраны здоровья животных, чтобы обсудить, как снизить международные барьеры для перевозки вакцинированной птицы.
В настоящее время многие страны отказываются от таких поставок, поскольку не уверены, что в странах с вакцинированными птицами вирус находится под контролем. Эксперты по гриппу опасаются, что вакцинация может не полностью остановить вспышки, возможно, повышая долгосрочный риск того, что птичий вирус перейдет к людям. Кроме того, разработка и применение вакцин будет стоить дорого.
По всем этим причинам вакцинация является последним средством, говорит птичий патолог Жан-Люк Герен из Национальной ветеринарной школы Тулузы. "Мы используем это средство только тогда, когда признаем, что не можем контролировать инфекцию классическими способами". Соединенные Штаты не разрешили использовать вакцины против птичьего гриппа из-за последствий для торговли, надеясь, что выбраковка остановит текущую вспышку. Американская птицеводческая промышленность занимает выжидательную позицию. Но в Европе разрушения, вызванные вирусом, а также стоимость и логистика выбраковки миллионов птиц могут изменить расчеты.
В местах, где закрепился чрезвычайно заразный новый штамм птичьего гриппа, вакцинация "действительно может иметь огромное значение", - говорит Ричард Вебби, вирусолог из Детского исследовательского госпиталя Святого Иуды, изучающий грипп у птиц и других животных. В долгосрочной перспективе, по мнению исследователей, для борьбы с H5N1 могут потребоваться не только вакцины, но и реструктуризация плотного европейского птицеводства.
В течение трех десятилетий в Азии появлялись все новые и новые штаммы птичьего гриппа. Нынешний штамм H5N1 появился в Европе в 2021 году. Впервые он был обнаружен в США в январе и продолжает распространяться.
Некоторые исследователи обеспокоены тем, что вакцинация, если она не будет проведена тщательно, позволит H5N1 сохраниться и продолжать смешиваться со штаммами в диких птицах, с риском того, что он может эволюционировать и распространиться среди людей. Риск для Европейского Союза и Соединенных Штатов, хотя и невелик, но, вероятно, является самым высоким с момента появления H5N1 25 лет назад, говорит Вебби. "Мы действительно не хотим, чтобы этот вирус таился на птицефабриках", - добавляет Адель Талаат, эксперт по инфекционным заболеваниям из Висконсинского университета в Мэдисоне.
Обнадеживающим признаком является то, что вакцины уменьшили последствия недавних вспышек, по крайней мере, в Китае. В 2017 году страна начала обязательную вакцинацию домашней птицы против штамма H7N9, который смог распространиться среди людей. Вакцинация сократила распространенность вируса среди домашней птицы, а число случаев заражения людей снизилось до нуля. Это достижение "может быть повторено повсеместно", - говорит вирусолог Хуалан Чен из Харбинского ветеринарного научно-исследовательского института, который разработал вакцины.
Кампания также окупилась для китайских фермеров, которые возобновили производство цыплят-бройлеров, согласно анализу затрат и выгод, опубликованному в марте в журнале Preventive Veterinary Medicine. А Соединенные Штаты продолжают принимать китайскую птицеводческую продукцию, показывая, что торговые барьеры не являются непреодолимыми. Вакцины также способствуют благополучию животных, снижая необходимость выбраковки поголовья, добавляет Чен, который "настоятельно" рекомендует вакцинировать птицу против штамма H5.
Тем не менее, штамм вируса H5N1, который сейчас находится в Европе, может быть трудно контролировать с помощью вакцин, поскольку он заражает многие виды животных, включая уток, в то время как H7N9 является проблемой в основном для кур, говорит Вебби. К тому же экономические факторы могут благоприятствовать выбраковке животных при спорадических вспышках.
Но в пострадавшей Франции начинаются испытания вакцин. Две вакцины будут испытаны на утках, выращиваемых для приготовления фуа-гра. По словам Герена, утки, переносящие птичий грипп, являются "абсолютным резервуаром", поскольку они могут распространять вирус в течение 15 дней до появления симптомов. В ходе испытаний птиц будут вакцинировать на фермах, а затем подвергать воздействию вируса в лаборатории. Цель состоит в том, чтобы уменьшить количество циркулирующего вируса и таким образом защитить другие виды домашней птицы.
Одна из вакцин, Volvac Best, производится компанией Boehringer Ingelheim и уже используется в странах за пределами Европы, включая Мексику и Египет, для иммунизации цыплят против болезни Ньюкасла и H5N1. Компания Ceva создала другую вакцину, первую РНК-вакцину, тестируемую на домашней птице, специально для уток. Результаты должны быть получены к концу года, говорит Жиль Сальват, эксперт по ветеринарному здоровью во Французском агентстве по продовольствию, охране окружающей среды и здоровья и безопасности труда. Если вакцины окажутся эффективными в снижении уровня вируса, Сальват надеется, что они будут готовы к продаже к концу 2023 года.
После того, как фермеры проведут вакцинацию стад, им нужно будет убедиться, что вирус не циркулирует в тишине среди птиц, которые были пропущены или не полностью отреагировали на вакцину. Они должны будут взять мазки у птиц и проверить их на наличие вируса, который может распространяться на обуви, одежде, шинах и даже ветром. Такие меры также снизят риск распространения вируса среди людей или диких видов, говорит Кэрол Кардона, ветеринар и специалист по птичьему гриппу из Университета Миннесоты в городах-близнецах.
"Вакцины могут помочь, но не являются золотой пулей, - говорит Рон Фушье, вирусолог из Медицинского центра Университета Эразма. По его словам, этот подход может потребовать некоторой выбраковки, поскольку вирусы будут продолжать эволюционировать и иногда могут избегать вакцин.
Нынешняя вспышка может изменить ситуацию, поскольку вирус распространяется среди многих видов диких птиц. Если он станет эндемичным и в США, то вакцинация может стать необходимой, говорят исследователи. Министерство сельского хозяйства США модифицирует существующие вакцины и испытывает новые против нынешнего штамма H5N1.
По словам Фушье, в целом, китайскому птицеводческому сектору необходимо предотвратить распространение вирусов среди диких птиц. А европейским странам необходимо провести реструктуризацию, чтобы избежать большого количества ферм с плотным стадом, расположенных близко друг к другу, говорят исследователи, что является еще более серьезной задачей, чем проведение вакцинации.
Кардона говорит, что на оптимизацию и утверждение вакцин, а также на разработку стратегии вакцинации и успокоение торговых партнеров могут уйти годы. "Чего мы ждем?" - спрашивает она. "Нам нужно работать".