Видения Эрмины де Реймс - сверхъестественные силы в повседневной средневековой жизни
Эрмина де Реймс была скромной крестьянкой, которая в 1384 году вместе со своим престарелым мужем переехала в город Реймс на северо-востоке Франции из сельской местности Вермандуа.
Она была набожной женщиной, которую ее духовник Жан ле Гравер описывал как "простую маленькую женщину, полную доброй воли", которая стала в некотором роде мистиком после смерти мужа, когда переехала жить в августинский приор с общиной монахов, к которой принадлежал ее духовник.
Именно в это время жизнь Эрмины приняла странный оборот, и она начала испытывать ночные видения как ангельских, так и демонических посетителей, которые были старательно записаны ле Гравером во всех их ужасных и фантастических подробностях.
Странный случай с Эрминой де Реймс на самом деле был не таким уж странным для тех, кто жил в ее время. Постоянное присутствие ангелов и демонов считалось частью повседневной жизни средневекового западного христианства, и все же случай с Эрминой стал источником многочисленных споров и дебатов в течение десятилетий после ее смерти.
Причина этого была гораздо серьезнее, чем сама Эрмина. В ее мире вращались колеса истории, а эпоха, в которую она жила, стояла на пороге великих перемен, когда сами ее основы пошатнулись и воцарился хаос. История Эрмины - это история о том, как простая крестьянка стала играть важную роль в переломный момент европейской истории.
Переживания и голоса: Эрмина де Реймс и ее видения
Мучения Эрмины де Реймс, согласно записям о ее видениях, начались 24 ноября 1395 года и закончились только 25 августа 1396 года, когда она умерла от чумы, заразившись во время ухода за больной соседкой. Несмотря на то, что их можно назвать "видениями", встречи с демонами были гораздо более физическим опытом, чем простое визуальное восприятие, в них были задействованы все ее чувства: слух, обоняние, осязание и даже вкус, когда в одном из эпизодов она фактически лизнула демона.
Ее видения имеют все признаки встреч с демонами. К позднему Средневековью демоны перестали быть внешними предвестниками зла, они проникли в души людей и представляли их самые темные желания, которые были одновременно привлекательными и пугающими. Демоны часто принимали человеческий облик, чтобы играть роль соблазнителей, и Эрмина часто сталкивалась с сексуальными или соблазнительными видениями:
"Вдруг она увидела посреди своей опочивальни молодого и красивого мужчину и молодую и красивую женщину; они стали обниматься и целовать друг друга, а потом легли на пол и вместе совершили грех. И все это дьявол делал перед ней, потому что хотел, чтобы она получила злое удовольствие от плотского греха. Когда они закончили, юноша подошел к ее постели и сказал: "Разве ты не несчастна, убивающая себя постом, недосыпанием, ношением власяницы... Было бы гораздо лучше, если бы ты жила приятной жизнью и удовлетворяла аппетиты своего тела, ибо ты никогда не сможешь избежать вечного проклятия"".
На Эрмину также напал настоящий зоопарк диких зверей - еще одна общая тема средневековых встреч с демонами. Ее ночные посетители варьировались от мельчайших мух, которые ползали по ее телу в течение нескольких дней, до домашней кошки с огненно-красными глазами, семи летучих мышей, которые подлетали к ее лицу, гигантской собаки на ее подоконнике, наряду с огромной змеей и даже медведем.
Пожалуй, самыми тревожными посетителями из животных были жабы, с которыми у нее было несколько встреч. В одном случае она проснулась от сна и увидела, что жаба прилепилась к ее лицу и засунула голову ей в рот. Она встала с постели, но поскользнулась на других жабах, которые исчезли, когда она окропила их святой водой. В другой раз Эрмина молилась в своей комнате и почувствовала, что между ее ног шевелятся три жабы. После их исчезновения она заснула, а когда проснулась, рядом с ней в постели лежал демон в виде мужчины. Он также исчез после окропления святой водой.
Воздушные путешествия были распространенной чертой демонической активности в Средние века и фактически были предшественниками ранней современной идеи о том, что ведьмы летают на метлах. Согласно записи, сделанной Жаном ле Гравером, Эрмина несколько раз испытывала физические воздушные путешествия. В одном случае демон пронес ее над внутренним двором монастыря и бросил перед церковью, а в другом - демоны оставили ее на вершине церкви, где она уцепилась за каменный крест, установленный на крыше.
Самое шокирующее путешествие привело ее в лес Нантей. После того как ее похитили на улице трое мужчин на черных лошадях и отвезли в лес, она оказалась посреди огромной толпы демонов, одетых в черное, и нашла дорогу домой с помощью явления святого Павла Простого.
У Эрмины было много божественных встреч, ее посещали ангелы и разные святые, но некоторые из этих посетителей были признаны демонами, принимавшими ангельские обличья, чтобы обмануть ее. Однако Эрмина всегда была способна раскрыть обман и разоблачить притворщиков. Именно эта способность сделала ее больше, чем простая крестьянка, и очаровала богословов ее времени, которые пытались ответить на важный вопрос: как узнать, от Бога или от дьявола послано видение?
Различение духов
Искусство классифицировать духовные одержимости и отличать божественное от дьявольского известно как различение духов. В конце XIV века внимание богословов к различению духов усилилось в связи с тем, что западное христианство претерпело реконфигурацию веры в сверхъестественные силы и их функции. Этот переворот в вере был вызван триадой катастроф: Черной чумой с 1346 по 1353 год, Столетней войной между Англией и Францией, начавшейся в 1337 году, и Западным расколом с 1378 по 1417 год, в результате которого французская церковь столкнулась с английской.
Эти три важнейших исторических события, особенно Раскол, создавший вакуум институциональной власти, привели к кризису веры для многих европейских христиан. Сфера подлинности стала неуловимой, поскольку появлялись злые "двойники", чтобы запутать и проверить верность христианства на международном уровне, и одним из методов борьбы с этой проблемой было духовное различение.
Видения Эрмины де Реймс были задуманы ее духовником как своего рода руководство к размышлению. Ее переживания раздвинули границы того, что можно считать святым, а ее природная способность различать божественное и демоническое сделала ее живым примером проницательности, "правильным зеркалом", чтобы научить людей, как защититься от дьявола и его приспешников.
Исповедник Эрмины изображал ее как святую, утверждая, что в 1397 году она совершила посмертное чудо, одержимая божественным духом, что и позволило ей различать демонов в своих видениях, даже когда они являлись в виде святых людей или принимали участие в Евхаристии.
Однако конец XIV века был опасным временем для святой женщины во Франции, поскольку представления о демонологии менялись, и начала появляться идея, что демоны связаны с колдовством. Демоны больше не были просто агентами зла, призванными проверить стойкость веры, но они могли входить в человеческое тело (вольно или невольно) и также изгоняться (систематизированный институциональный экзорцизм начался после начала 15 века).
Именно по этой причине различение духов стало столь важным, причем не только для человека, переживающего сверхъестественную встречу, но и для общества в целом и на официальном уровне - для церковных властей. Эрмина могла отличить дьявольское от божественного благодаря своей силе веры и участию в духовной практике монахов-августинцев. На общественном уровне различение стало более сложным: В 1401 году Жан ле Гравер передал запись видений Эрмины на рассмотрение Жану Жерсону, влиятельному теологу и ректору Парижского университета, который поставил себя в качестве своего рода эксперта по сверхъестественному.
Первоначальное суждение Жерсона было осторожно положительным, хотя он и посоветовал не распространять видения иначе как среди тех, кто способен различать, что свято, а что нет. Герсон применил те же принципы различения в своей защите Жанны д'Арк в 1420-х годах, но, к несчастью для Жанны, суждение было не столь положительным, и ее сожгли на костре.
Тонкая грань между божественным мистицизмом и демоническим колдовством была размыта, и симптомы, которые проявлялись у человека, страдающего тем или иным заболеванием, были практически идентичны: левитация, пророчество, говорение на языках, трансы или необычные телесные знаки. Чтобы отличить одно от другого, нужно было обладать обширными знаниями механики духовной одержимости и сложной теологии, которая развивалась на протяжении более чем тысячелетия.
Нематериальность и теория одержимости
В XIII веке представления о демонологии и ангелологии изменились таким образом, что идея нематериальности стала доминирующей теорией. В течение предшествующего тысячелетия идея Августина о том, что ангелы и демоны имеют бесплотные тела, была доминирующей теорией, но примерно в 1230-х годах идеология Фомы Аквинского получила большее распространение. Аквинский верил в абсолютную нематериальность сверхъестественных субстанций, но его обоснование позволяло им взаимодействовать с физической сферой и манипулировать природными силами, хотя они были связаны теми же законами, что и все остальное творение (т.е. божественным законом).
Однако теория нематериальности создавала некоторые новые трудности, например, как нематериальные существа могут производить эффекты в физической сфере без использования физического тела, и борьба за решение этой теологической проблемы очевидна в видениях Горностая. "Говорят, что демоны сделаны из ничего, но в этот самый момент я катаю их, как мячи, прямо перед собой", - говорила Эрмина.
Однако одним из способов исполнения своей воли в физической сфере для нематериальных существ было духовное обладание человеком. Существует несколько типов одержимости, которые может испытать человек. В случае с Эрминой она была одновременно одержима Божественным духом и непроизвольно испытывала демонические одержимости, и такой человек (energumen) отличался от тех, кто добровольно выступал в роли демонического медиума ( pythoness), или ведьм, которые добровольно совокуплялись с демонами в виде incubi.
В Средние века считалось, что все духовные одержимости происходят через буквальное проникновение в тело. Попав внутрь, чужеродный дух взаимодействовал с внутренней физиологией тела - органами, разумом и духом. Человеческий дух существовал внутри тела в виде очищенной жидкой субстанции, вырабатываемой в левом желудочке сердца из воздуха, который считался местом обитания человеческого духа и души. Возможно, отсюда возникло популярное выражение "от всего сердца".
Выйдя из сердца, spiritus двигался по телу по артериям и мог трансформироваться в "естественный" дух, находящийся в печени, который управлял непроизвольными действиями, такими как пищеварение и сексуальная активность. Он также мог очищаться и превращаться в "животный" дух (названный так по имени души, anima), поднимаясь к голове, который обитал в мозге и регулировал нервную систему и интеллект.
Дух выступал в качестве посредника между нематериальной душой и материальным телом, и только сам Бог обладал способностью заменить человеческий дух сверхъестественным, поэтому единственный вид духовной одержимости, который мог вселиться в сердце, имел божественное происхождение. Хотя демоны не могли овладеть нематериальной душой, они могли нарушить функцию человеческого духа как информационного проводника между телом и душой и его контроль над чувствами, что давало им возможность запутать или искусить душу, и именно так демоническая одержимость Эрмины проявлялась в ее видениях.
Физиологическая модель одержимости не давала четкой основы для различения духов, но в некоторых случаях она была полезна. Местонахождение духа в теле определяло, является ли он божественным или дьявольским: например, считалось, что демоны обитают в висцеральных или "нечистых" частях тела, поэтому во время экзорцизма дух мог быть изгнан из тела, извергнув твердый предмет, такой как жаба или червь, или даже кусок угля, что указывало на демоническую одержимость.
И наоборот, признаки божественной одержимости иногда можно было обнаружить на теле, как, например, при вскрытии Клэр из Монтефалько на ее сердце был обнаружен отпечаток распятия.
Хотя важность видений Эрмины не была очевидна сразу, ее переживания на самом деле стали решающей частью огромного поворотного момента в истории христианства. Запись ее видений, сделанная Жаном ле Гравером, бросила вызов богословам того времени, которые в это время боролись с изменениями в основополагающих принципах своей веры.
Опыт Эрмины воплотил в себе многие аспекты кризиса веры, с которым столкнулось западное христианство, вызванного тройным бедствием - чумой, войной и папским расколом, а прием, который получили ее видения, демонстрирует процесс изменений, вызванных этой бурной эпохой.
Десятилетия, последовавшие за смертью Эрмины, стали свидетелями создания новой демонологии и новых идей о мистицизме, которые легли в основу идеологии Malleus Maleficarum и охоты на ведьм эпохи раннего Нового времени.