/ Новости сайта / Космос / Выжившая после взрыва сверхновой звезда мчится через Галактику
18.07.2020

Выжившая после взрыва сверхновой звезда мчится через Галактику

Астрономы обнаружили звезду, которая уцелела во вспышке сверхновой. Однако катастрофа придала светилу огромную скорость и отправила в путешествие через Галактику.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Вести.Ru подробно рассказывали о белых карликах. Напомним, что это ядра небольших отгоревших звёзд. В них уже не происходит термоядерных реакций, и они постепенно остывают.

Однако подобный ветеран ещё может натворить дел, если нарастит свою массу. Для этого белому карлику нужна звезда-партнёр, образующая с ним тесную пару.

Белый карлик может набирать массу постепенно, отрывая своей гравитацией вещество от компаньона и присваивая его себе. А если его партнёр – тоже белый карлик, два заклятых друга могут столкнуться и слиться в один большой белый карлик.

Оба сценария чреваты одним и тем же печальным исходом. Как только масса белого карлика превышает определённый предел, происходит термоядерный взрыв. Подобные катастрофы называются вспышками сверхновых типа Ia.

Не так давно учёные думали, что при этом незадачливые небесные тела неминуемо превращаются в пыль. Но в последние годы было обнаружено несколько белых карликов, которые, судя по всему, выжили в термоядерном пекле. Это, например, LP 40-365 и D6-2.

Каждая такая история чудесного спасения для астрономов буквально на вес золота. Они стремятся понять, как светилам удаётся уцелеть в космическом катаклизме, что ещё недавно казалось абсолютно невозможным.

Белый карлик может набрать слишком большую массу, поглощая вещество соседней звезды, и взорваться как сверхновая.
Иллюстрация NASA/JPL-Caltech.

И вот, похоже, учёные нашли ещё одного "выжившего". Это белый карлик SDSSJ1240+6710.

Данное светило было обнаружено ещё в 2015 году. Тогда же астрономы обратили внимание на его странный химический состав. В атмосфере этой звезды нет водорода и гелия, зато много кислорода и солидное количество неона, магния и кремния. Уже этот факт намекает на то, что белый карлик побывал в термоядерном пекле. Но другие объяснения тоже нельзя было исключать.

Авторы нового исследования собрали дополнительные данные о составе SDSSJ1240+6710, используя прославленный "Хаббл". В итоге в спектре светила астрономы нашли линии углерода, натрия и алюминия. Эти элементы обильно образуются в начале вспышки сверхновой типа Ia, термоядерного взрыва, стирающего в пыль белые карлики. В то же время эксперты не обнаружили следов титана, железа, кобальта и никеля – металлов, которые образуются на поздней стадии такой вспышки.

Сам собой напрашивается вывод, что термоядерный взрыв, который должен был уничтожить SDSSJ1240+6710, начался, но не закончился.

Чтобы проверить эту гипотезу, авторы обратились к данным орбитального телескопа Gaia. Они позволили определить массу и скорость звезды.

Так выяснилось, что SDSSJ1240+6710 необычно лёгок даже для белого карлика: всего 40% массы Солнца. А вот скорость у него очень солидная: 250 километров в секунду. Это далеко не рекорд, но всё же у звезды должна быть причина, чтобы так разогнаться.

Все эти факты указывают на то, что SDSSJ1240+6710 – это "неудавшаяся" сверхновая типа Ia. В термоядерной катастрофе он потерял значительную часть своей массы, претерпел изменение состава и получил увесистый пинок, отправивший его в путешествие по Галактике. Но по сравнению с перспективой стать космической пылью это завидная судьба.

Учёным ещё предстоит раскрыть секрет чудесного спасения SDSSJ1240+6710. К слову, у них уже есть несколько версий. Интересно, что по своим характеристикам этот белый карлик не похож на других "выживших" LP 40-365 и D6-2. Авторы отмечают, что, похоже, существует целый "зоопарк" подобных объектов, и мы только начинаем с ними знакомиться.

zakidonn 18.07.2020 15:58 [Материал]
Орбитальная скорость звёзд в нашей галактике 200-250 км.с, видимо речь идёт о пекулярной скорости звезды относительно соседей, но тогда эта звезда - кандидат на уход из галактики.