Пейзажи Киева: столица Украины в пространстве искусства
Тысячелетняя история Киева напоминает о себе величественными соборами, уютными домами, выполненными в разных архитектурных стилях, и улицами, названия которых отсылают нас к знаковым событиям древности. Все это великолепие вдохновляет художников на поиски новых точек зрения, цветовых решений и экспериментов со стилями. Их творчество имеет некий философский смысл: оно аккумулирует, переосмысляет и представляет зрителю все то, что дарит столице Украины своеобразие, а также дает мощный импульс развитию ее идеального образа.
Пейзаж Киева в истории живописи
Впервые пейзаж демонстрирует свой художественный потенциал в эпоху Возрождения. До этого он существовал только в виде фонового дополнения к основному сюжету, которое расставляло акценты, давало подсказки, но не играло никакой самостоятельной роли. Эволюция городского пейзажа в целом проходила по той же схеме, что и других его разновидностей (сельского и природы), но с небольшим отличием. Эскизы крепостей и населенных пунктов часто выполняли утилитарные функции: их использовали для подготовки осад и презентации правителям отдаленных районов их государств. По мере развития западноевропейского искусства отношение к городскому пейзажу начало меняться. Человек начинает подмечать красоту урбанистического ландшафта и осознавать его радикальные отличия от панорам природы. Городской пейзаж становится объектом внимания художников, трансформируясь в самостоятельный жанр изобразительного искусства.
Украинские мастера восприняли новшество практически сразу, но до наших дней дошло не так много работ времен, когда урбанистические ландшафты только обретали сюжетную самостоятельность. Самое древнее изображение Киева, известное в наше время, датируется 1638 годом. Это план, написанный Афанасием Кальнофойским, на котором можно увидеть постройки Печерской и Старокиевской части города. Это не совсем то, что мы привыкли называть пейзажем, но интенция к эстетическому осмыслению городского пространства просматривается четко. Спустя 13 лет художник голландского происхождения Абрахам ван Вестерфельд делает рисунки с видами города, которые можно считать первыми пейзажами Киева в истории искусства. На них запечатлены храмы на склонах горбов и старая часть столицы. Геометрия пространства и архитектуры слегка деформирована для большей наглядности и демонстрации пропорции построек.
Приблизительно в этой же манере пейзажи Киева писались вплоть до XIX века. Как правило, произведения создавались гостями города, стремившимся продемонстрировать другим красоту мест, удаленных от их дома. Начиная с XIX века, Киев начинает меняться: приток переселенцев из близлежащих районов и открытие новых предприятий становятся причиной оживления экономической жизни. Параллельно возрастает роль города в регионе и интерес к нему со стороны людей искусства. В это время начинают появляться картины, выполненные при помощи акварельных и масляных красок. До наших дней дошли замечательные работы Тараса Шевченко, написанные в 40-х годах XIX века. На монохромных акварелях мастера запечатлены Киевский университет св. Владимира и Михайловский Златоверхий монастырь. Есть также цветные работы Шевченко, на которых присутствуют культовые сооружения. Благодаря акварелям мы можем не только оценить талант национального гения, но и увидеть старый Киев.
Появление новых направлений в живописи радикально повлияло на традицию написания киевских пейзажей. Художники активно заимствовали их приемы и колористические решения. Современный зритель имеет возможность взглянуть на Киев сквозь призму импрессионизма, модернизма, экспрессионизма, кубизма, абстракционизма, примитивизма, реализма и других направлений. Все эти картины представлены на https://kyiv.gallery/ru/kollekcii/kyivskie-peizazhi.
Стили и художественные материалы
Пейзажи Киева создаются при помощи самых разнообразных красок, но пальму первенства делят между собой акварель и масло. Последнее используют для важных произведений, которые, возможно, расскажут будущим поколениям, каким был город в наши времена. Акварельные краски идеально подходят для небольших картин, напоминающих о местах, в которых нам приходилось бывать.
Что же касается стилей, то здесь также наблюдается четкая определенность. Единичные эксперименты с кубизмом, фовизмом, абстракционизмом и другими авангардными стилями так и не стали мейнстримом. Даже поверхностное ознакомление с современными работами позволяет подметить, что красоту пейзажей Киева лучше всего удается передать при помощи техник импрессионизма и реализма. Картины, написанные в других стилях, встречаются реже.
Популярные среди живописцев места в Киеве
Городские пейзажи в большинстве случаев связаны с конкретными локациями. Используя художественные средства, мастерам удается оживить даже самый скучный ландшафт, но чаще всего для картины подбирают места, которые сами по себе способны вызывать эстетическое удовольствие или восторг. Благодаря природному рельефу и культурному наследию предыдущих эпох в Киеве таких локаций предостаточно. Часто на полотнах можно увидеть величественный Днепр с храмами Киево-Печерской лавры на другом берегу. Это место дает современникам представление об архитектурном ландшафте старого города. К тому же, культовые сооружения весьма популярны среди киевских мастеров. Некоторые художники отдают этой тематике всю жизнь. К примеру, практически все пейзажи Юрия Химича были посвящены сакральной и монументальной архитектуре. На полотнах мастера можно увидеть колокола Ближних и Дальних пещер, Софию Киевскую и другие памятники архитектуры. Среди других знаковых мест стоит упомянуть Андреевский спуск, Андреевские собор, Золотые ворота, Киево-Могилянскую академию, Арсенал и дом Гинзбурга.
Украинская столица в творчестве современных художников
Столичные мастера активно работают в жанре городского пейзажа, радуя поклонников искусства новыми вариациями киевских ландшафтов. Применение техник различных стилей позволяет постоянно открывать нечто новое в привычных пейзажах и дарить зрителям новые эмоции.
Алексей Рубанов
Столичные пейзажи художник пишет на стыке различных стилей. В его работах отчетливо прослеживаются черты модернизма, реализма, экспрессионизма, абстракционизма и символизма. На полотнах Рубанова привычный архитектурный ландшафт обретает новую жизнь благодаря упрощению форм и динамичной ритмике. Декоративности и теплая цветовая гамма, характерные для картин мастера, настраивают на позитивный лад. Таким Киев можно увидеть только глазами художника.
Игорь Евсин
Мастер обожает писать урбанистические пейзажи. Большинство его полотен посвящено соборам и другим культовым сооружениям. Путем сочетания приемов экспрессионизма и импрессионизма ему удалось выработать аутентичный стиль, который после просмотра нескольких картин автора узнается с первого взгляда. Он отдает предпочтение теплой цветовой гамме и пастозной технике. С их помощью Евсин воплощает на полотне образы величественных зданий в лучах закатного солнца.
Борис Литовченко
Художник умело сочетает реалистическую манеру письма с приемами импрессионизма. Характерная зернистость пространства в его работах создает ореол таинственности и помогает сконцентрироваться на важных деталях архитектурного ландшафта. Нередко на полотнах Литовченко слегка стираются четкие контуры, но цветовой баланс помогает зрителю отыскать границы формы. С особой любовью художник пишет Киево-Печерскую лавру с разных ракурсов и в разные поры года.
В онлайн-галерее KyivGallery вы сможете купить пейзажи Киева кисти настоящих мастеров по приемлемым ценам. Мы тщательно отбираем работы и следим за тем, чтобы наши покупатели всегда получали настоящие произведения искусства. Наши полотна украсят ваш дом, офис или же станут частью коллекции картин.