Мистические зеркала
В старой России рождественские праздники были самым весёлым временем. Даже Православная церковь разрешала тогда языческие народные обряды, в том числе колядки, задорные частушки, шествия ряженых, розыгрыши и гадания. Неспроста, видимо, все добропорядочные прихожане и в наше время стараются встретить Рождество Христово так, чтобы в святочное двунеделье «оторваться» после долгого и строгого поста.
Что там в зеркале?
На Святки девушки обычно устраивали гадания, и почти всегда — на суженого. Гадали на чем угодно: на курице, петухе, на лошадях, на полене, на луковицах, на топоре, на башмаке — всего не перечислишь. Но самой популярной была ворожба на зеркалах.
О том, как на них гадать, знают многие: читали об этом и в пушкинском «Евгении Онегине», и в «Светлане» Василия Жуковского, где есть такие строки:
Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мёртвое молчанье;
Свечка трепетным огнём
Чуть лиёт сиянье…
В один из святочных вечеров девушки отправлялись в деревенскую баню, предварительно сняв с себя крест, то есть вступали в прямой контакт с потусторонними силами. Брали два больших зеркала, желательно равной величины, а затем ставили их друг против друга, осветив двумя свечами. Главное при этом, чтобы отражения свечек в зеркалах образовали длинный, уходящий вдаль светящийся коридор. Всматриваясь в такой волшебный коридор, девушка могла увидеть судьбоносные знаки, предсказывающие её ближайшее будущее. Перед тем как показать будущее, зеркальная поверхность обычно мутнела. Хорошо, если привидится ей суженый — значит, предстоит скорое замужество. А то вдруг выглянет из Зазеркалья звериная, или, того хуже, сатанинская рожа, не предвещающая ничего хорошего… Увидев что-либо, следовало немедленно перевернуть зеркала.
Видение генерала Ермолова
В жизни людей прошлых веков мистика присутствовала не только в дни рождественских праздников, но и в другие времена года, о чём в числе прочих сохранились письменные свидетельства. Вот какой рассказ русской писательницы XIX столетия Татьяны Петровны Пассек (урождённой Кучиной), приходившейся тёткой А.И. Герцену, был напечатан в июльском номере журнала «Русская старина» за 1876 год. Приведём его здесь в кратком изложении.
Будущий знаменитый генерал, герой Кавказской войны Алексей Петрович Ермолов сразу после того как был произведён в офицеры, взял отпуск и поехал в деревню к матери. Стояла лютая зима. Не доезжая нескольких вёрст до имения, он был застигнут такой сильной метелью, что принуждён был остановиться в небольшой деревушке. В крайней избе светился огонёк. Хозяином оказался дородный старик с окладистой бородой. Он накормил гостя, а потом начался неспешный разговор, который неожиданно коснулся таинственных явлений. Алексей Петрович сказал, что в них не верит. Тогда хозяин предложил гостю показать такое, что тот едва ли сподобится истолковать. Алексей Петрович согласился. Старик принёс ведро воды, зажёг по его краям три восковые свечки, проговорил над водою какие-то слова и велел Ермолову смотреть на неё.
— Вода мутится, — отвечал Алексей Петрович, — теперь вижу наш деревенский дом, комнату матери, мать лежит на кровати; на столике горит свеча… Вот мать сняла с руки кольцо, положила его на столик.
Психологи из Западной Джорджии (США) поставили опыт, в котором добровольцы пристально всматривались
— Хотите, чтобы это кольцо было у вас? — спросил старик.
— Хочу.
Старик опустил руку в ведро, и вода словно закипела. Алексей Петрович почувствовал лёгкую дурноту. Тут старик вынул руку из воды и подал ему кольцо, на котором было выгравировано имя его отца, год и число брака.
На другой день Ермолов был уже дома; он нашёл мать нездоровой и огорченной потерей своего венчального кольца.
— Вчера вечером, — сказала она, — я велела подать себе воды вымыть руки, сняла кольцо и положила на столик… Но тут вдруг почувствовала дурноту и позабыла о нем. Когда хватилась, кольцо нигде не могли найти.
Спустя несколько часов Алексей Петрович отдал кольцо матери, объяснив, что нашёл его в спальне, а всю правду о случившемся ей никогда не рассказывал.
В послесловии к своему рассказу Татьяна Петровна Пассек написала, что слышала его от своего дяди, славившегося честностью. А личность генерала Алексея Петровича Ермолова тем более не даёт повода заподозрить его в глупых фантазиях.
«Женой тебе она не будет…»
Ещё одна мистическая история была опубликована в журнале «Отечественные записки» за 1873 год. Она принадлежит перу Владимира Фёдоровича Одоевского, соредактора пушкинского «Современника», помощника директора Петербургской публичной библиотеки и директора Румянцевского музея. В своём рассказе он приводит воспоминания гвардейского офицера Николая Юрлова, собиравшего материалы о жизни простого народа.
По словам офицера, во время своих поездок по деревням он однажды познакомился с обедневшим дворянином Антоном Марковичем Гомулецким, которому в ту пору исполнилось 96 лет. Это был бодрый старик, обладавший завидной памятью и слывший чародеем. Юрлов частенько засиживался у него, и однажды хозяин поддался просьбам гостя показать ему его будущую невесту.
Они прошли в небольшую комнату, где на столике стояла хрустальная ваза с водой, а возле неё лежал гладкий тёмный камень. Хозяин объяснил, что в этих предметах нет ничего чудесного. Камень турмалин «насыщен солнечными лучами», и, если его опустить в вазу, он будет освещать воду изнутри. А образ невесты Юрлова если и появится, то лишь в результате воли хозяина, без каких-либо заклинаний.
Гость молча смотрел на светящуюся воду. Минут через десять в ней ясно и со всеми подробностями появилось изображение комнаты, в которой за роялем сидела девушка замечательной красоты. Рядом стоял мужчина с бледным лицом и длинными волосами, указывающий ей что-то в нотах.
Минуту Юрлов с Гомулецким любовались этой картиной. Затем в вазе послышался странный треск — и изображение исчезло. Антон Маркович сказал:
— Итак, милый мой, ты видел свою невесту, но не радуйся: женой она тебе не будет…
— Почему же? — спросил Юрлов.
— Ну, это мой секрет!
Спустя полгода Юрлов познакомился с «самым точным оригиналом своего видения». Состоялась помолвка. Но свадьбу пришлось отложить: неожиданно поступил приказ, согласно которому Юрлов в составе русской армии отправился в Венгерский поход 1848-1849 годов. А когда он возвратился, его невеста была уже замужем за другим.
Мистика и наука
К этим записям из прошлого можно относиться как угодно — от абсолютного принятия до столь же абсолютного отрицания. Но, закрывая на них глаза, мы не закрываем проблему, оставляя за бортом мистический феномен, на протяжении тысяч лет демонстрирующий человечеству ещё одну непознанную возможность окружающего нас мира.
Отметим, что в этих рассказах кроме появлений и исчезновений тел имеют место сопутствующие эффекты. Как было сказано, в воспоминаниях Ермолова вода, после того как старик опустил в неё руки, вдруг «закипела». Известны внешне похожие на кипение процессы, протекающие в жидкостях без изменения их температуры, — например, при воздействии на них ультразвука. А человеческий организм порой показывает свои возможности в излучении ультразвуковых импульсов немалой мощности.
А вот помутнение зеркала перед появлением в нём ожидаемых образов столь рационально уже не объяснить, так же как и внезапно охватившую Ермолова дурноту (не говоря уже о перемещении кольца). И хотя помутнение «магических зеркал» при гадании с незапамятных времён описывается в источниках практически всех цивилизаций мира — в Перу, на Крите, в Греции, Риме, Америке, Египте, Индии и Сибири, — истолковать это явление и сегодня однозначно не удаётся.
Этот же эффект описывается, в частности, и в книге «Оккультизм» французского профессора магии доктора Па-пюса (в миру Жерар Энкос), жившего на рубеже XIX-XX веков, в которой говорится: «Самое простое магическое зеркало — это хрустальная чаша, до краёв наполненная водой, которая ставится на покрытый белой скатертью стол. Сзади ставятся две свечи. Желающий что-либо усмотреть в этом магическом зеркале садится напротив чаши так, чтобы хорошо видеть поверхность воды… Через несколько минут (если опыт удаётся) зритель видит, что вода начинает бурлить, потом появляются цвета спектра, и, наконец, возникает видение, как ответ на мысленно поставленный вопрос».
Наука не даёт объяснений этим и другим эффектам, связанным с гаданиями и прочими мистическими явлениями. Что же касается народных поверий и обрядов, то даже долгие века христианства не смогли вытравить из простых людей древние языческие обычаи, отражающие связь человека с разными сторонами окружающего мира, в том числе с нематериальным, потусторонним, чудесным.