/ Новости сайта / Тайны истории / Костяные «шила» на стоянке древних индейцев оказались иглами для набивания татуировок
07.05.2021

Американские археологи обнаружили, что заостренные костяные орудия, обычно классифицируемые как шила, использовались древними индейцами в качестве инструмента для нанесения татуировок. Артефакты, относящиеся к 3500–1600 годам до нашей эры, найдены на известной стоянке Фернвейл на территории современного штата Теннесси. Ученые установили, что коренные американцы использовали для этих целей кости ног индеек. Это самая древняя подобная находка в регионе. Статья опубликована в Journal of Archaeological Science: Reports.

Первые жители юго-восточной части США прибыли сюда в позднем плейстоцене, принеся с собой самые ранние технологии изготовления костяных орудий. Археологические данные последних 14 тысяч лет изобилуют такими артефактами. Однако использование морфологического подхода к систематизации этих находок привело к тому, что тысячи костяных орудий отнесены к категории «шила» независимо от их конкретных физических характеристик.

В то же время следы на теле, изображенные в дошедшем до нас древнем искусстве жителей востока США, свидетельствуют о давней традиции татуировки у коренных американцев. Однако корни этой практики, в том числе связанные с ней инструменты, исследованы крайне скудно.

Карта местности

Интерес представляет археологический памятник Фернвейл – древнее поселение коренных американцев и некрополь на береге реки Саут-Харпет в центральном Теннесси. Радиоуглеродная датировка артефактов с этой стоянки показала, что эта территория заселена уже не менее чем семь тысяч лет. История этого места охватывает многочисленные культурные сдвиги, происходившие от культуры охотников-собирателей до постоянного круглогодичного заселения территории с интенсивным сельским хозяйством и сложной политической организацией.

Арон Детер-Вулф (Aaron Deter-Wolf) из Департамента окружающей среды и охраны природы штата Теннесси совместно с коллегами из Университета штата Флорида исследовали археологический набор заостренных предметов со стоянки Фернвейл. Они были извлечены из погребения, вероятно, взрослого мужчины 25–55 лет, которое относится к 3500–1600 годам до нашей эры. Еще в ходе предварительной оценки погребения исследователи отметили остатки красноземных пигментов в чашечках из раковин, а также видимые цветные нанесения на артефактах из костей. Это и позволило сделать предположение, что заостренные кости связаны с татуировкой.

Из шести заостренных орудий два сохранились полностью, они имеют длину 101 и 107 миллиметров. Археологи зафиксировали на костяных орудиях наличие как производственных следов, так и микроизноса. К производственным следам они отнесли те характерные черты, которые самостоятельно выявили в ходе экспериментального изготовления таких предметов. По их мнению, ограниченная степень полировки наконечника и отсутствие косых бороздок дополнительно свидетельствуют о том, что артефакты из Фернвейла не использовались в качестве шила. Вместе с тем ученые обнаружили макро- или микроскопически видимые остатки пигмента на всех артефактах, кроме одного.

Aaron Deter-Wolf et al. / Journal of Archaeological Science: Reports, 2021

Археологи указали также и на дополнительный контекст, что практика татуировки была важным аспектом культурного самовыражения коренных народов восточной части США, которая лишь к XIX веку была в значительной степени подавлена европейскими колонистами. Кроме того, сохранившиеся человеческие останки из соседней Южной Америки свидетельствуют, что татуировки наносились в этом регионе уже к 2200 годам до нашей эры.

Исследователи пришли к выводу, что примерно в 3500–1600 годах до нашей эры коренные американцы, жившие на стоянке Фернвейл, практиковали татуировку с использованием заостренных инструментов из костей ног индеек и, вероятно, охры как природного пигмента. Эти свидетельства демонстрируют самую раннюю обнаруженную материальную культуру, связанную с практикой татуировки коренных американцев.

Это не первый случай, когда мы освещали историю татуировок. Так, археологи обнаружили в США древний инструмент для набивки татуировок, а на египетских мумиях нашли древнейшие фигурные татуировки.

Источник:  https://nplus1.ru/