/ Новости сайта / Наука и Технологии / Большинство теорий происхождения человека несовместимы с известными окаменелостями
09.05.2021

За 150 лет, прошедших с тех пор, как Чарльз Дарвин предположил, что люди произошли из Африки, количество видов в родословном древе человека увеличилось, но вместе с тем увеличился и уровень споров относительно ранней эволюции человека.

Ископаемые обезьяны часто оказываются в центре дебатов: одни ученые отвергают их значение для происхождения человеческой линии ("гоминины"), а другие отводят им главную эволюционную роль.

В новом обзоре, опубликованном 7 мая в журнале Science, рассматриваются основные открытия в области происхождения гомининов, сделанные после работ Дарвина, и утверждается, что ископаемые обезьяны могут рассказать нам о важнейших аспектах эволюции обезьян и человека, включая природу нашего последнего общего предка.

Люди произошли от обезьян - в частности, от шимпанзе - в какой-то момент между 9,3 и 6,5 миллионами лет назад, в конце эпохи миоцена. Чтобы понять происхождение гоминин, палеоантропологи стремятся восстановить физические характеристики, поведение и среду обитания последнего общего предка людей и шимпанзе.

"Когда вы смотрите на историю происхождения гоминин, это просто большой беспорядок - нет никакого консенсуса", - сказал Серхио Альмеция, старший научный сотрудник отдела антропологии Американского музея естественной истории и ведущий автор обзора. "Люди работают в рамках совершенно разных парадигм, и это то, чего я не вижу в других областях науки".

Комментарий: Очевидно, что в науке не все решено, и, скорее всего, спор вызван тем, что некоторые работают с позиции идеологии, а не объективности.

Существует два основных подхода к решению проблемы происхождения человека: "сверху вниз", который основывается на анализе живых приматов, особенно шимпанзе, и "снизу вверх", который придает значение более крупному древу вымерших приматов. Например, некоторые ученые предполагают, что гоминины произошли от шимпанзе, похожего на ходящего опираясь на пальцы рук предка. Другие утверждают, что человеческая линия произошла от предка, более похожего по некоторым признакам на некоторых странных миоценовых обезьян.

В обзоре исследований, посвященных этим расходящимся подходам, Альмеция и ее коллеги с опытом работы в различных областях - от палеонтологии до функциональной морфологии и филогенетики - обсуждают ограничения, связанные с тем, чтобы полагаться исключительно на один из этих противоположных подходов к проблеме происхождения гоминин.

Исследования "сверху вниз" иногда игнорируют реальность того, что живые приматы (люди, шимпанзе, гориллы, орангутаны и гилобатиды) - это лишь выжившие представители гораздо более многочисленной и в настоящее время в основном вымершей группы. С другой стороны, исследования, основанные на подходе "снизу вверх", склонны наделять отдельных ископаемых обезьян важной эволюционной ролью, которая вписывается в уже существующее повествование.

В книге "Происхождение человека" в 1871 году Дарвин предположил, что люди произошли в Африке от предка, отличного от всех ныне живущих видов. Однако он оставался осторожным, учитывая скудость окаменелостей в то время", - говорит Альмеция.

"Сто пятьдесят лет спустя возможные гоминины - приближающиеся ко времени расхождения человека и шимпанзе - были найдены в восточной и центральной Африке, а некоторые утверждают, что даже в Европе. Кроме того, более 50 родов ископаемых обезьян обнаружены в Африке и Евразии. Однако многие из этих окаменелостей демонстрируют мозаичные комбинации признаков, которые не соответствуют ожиданиям в отношении древних представителей современных родов обезьян и человека. Как следствие, не существует научного консенсуса относительно эволюционной роли, которую сыграли эти ископаемые обезьяны".

Комментарий: Ранее неизвестный вид "протогомининов" предполагает, что предок людей развивался в Европе, а не в Африке

В целом, исследователи обнаружили, что большинство историй о происхождении человека не согласуются с ископаемыми, которые мы имеем сегодня.

"Живые виды обезьян - это специализированные виды, реликты гораздо большей группы ныне вымерших обезьян. Когда мы рассматриваем все доказательства - то есть как живых, так и ископаемых обезьян и гомининов - становится ясно, что история эволюции человека, основанная на нескольких ныне живущих видах обезьян, упускает большую часть общей картины", - говорит соавтор исследования Эшли Хаммонд, помощник куратора в Отделе антропологии музея.

Келси Пью, постдокторант музея и соавтор исследования, добавляет: "Уникальные и иногда неожиданные особенности и комбинации особенностей, наблюдаемые у ископаемых обезьян, которые часто отличаются от особенностей живых обезьян, необходимы, чтобы выяснить, какие особенности гоминины унаследовали от наших обезьяньих предков, а какие являются уникальными для нашей линии".

Одни только живые обезьяны, заключают авторы, являются недостаточным доказательством.

"Современные разрозненные теории эволюции обезьян и человека были бы гораздо более обоснованными, если бы наряду с ранними гомининами и живыми обезьянами в уравнение были включены и миоценовые обезьяны", - говорит Альмеция.

Другими словами, ископаемые обезьяны необходимы для реконструкции "отправной точки", с которой эволюционировали люди и шимпанзе".