/ Новости сайта / Археология / Палеофекалии из шахты в Австрии показали: европейцы пили пиво и ели сыр с плесенью ещё 2700 лет назад
15.10.2021

Исследователи, изучающие исключительно хорошо сохранившиеся фекалии, найденные в соляных копях железного века, обнаружили присутствие грибов, используемых при ферментации пищевых продуктов. Результаты показывают, что горняки ели сыр с плесенью и пили пиво около 2700 лет назад.

В исследовании сообщается о нескольких образцах палеофекалий, обнаруженных в объекте всемирного наследия в Австрии, известном как соляные копи Гальштата. Уникальные экологические условия рудников — постоянные умеренные температуры и высокие концентрации соли — идеально подходят для сохранения древних фекалий, что позволяет исследователям получить ценную информацию о диете и микробиоме кишечника людей железного века.

«Молекулярные и микроскопические исследования показали, что рацион шахтера в основном состоял из злаков, таких как одомашненная пшеница, ячмень, просо обыкновенное и лисохвост. Эта богатая углеводами диета дополнялась белками из бобов, а иногда фруктами, орехами или продуктами животного происхождения», — авторы исследования.

Поскольку соляные копи Гальштата постоянно были заняты на протяжении более двух тысячелетий, исследователям предоставляется уникальная возможность изучать изменения кишечного микробиома в популяциях людей в течение длительных периодов времени. Здесь исследователи обнаружили удивительную стабильность в рационе горняков вплоть до XVIII века.

Возможно, одно из наиболее заметных различий между рационом людей железного века и шахтеров XVIII века заключается в форме, в которой употреблялись злаки и бобовые. Исследователи считают, что более древняя диета предполагала употребление этих зерен в виде каши, тогда как современный вариант заключался в употреблении обработанных зерен в виде хлеба и печенья.

Археолог, стоящий посреди слоев скопившихся горных обломков, включая палеофекалии

Самым удивительным открытием в исследовании стало обнаружение ДНК определенных грибов в образцах палеофекалий. Были обнаружены ДНК Penicillium roqueforti и Saccharomyces cerevisiae, что указывает на потребление ферментированных продуктов и напитков.

Penicillium roqueforti особенно широко используется для создания голубого сыра, и исследование показывает, что это самое раннее свидетельство производства этого вида сыра в Европе. Saccharomyces cerevisiae — это дрожжи, используемые для ферментации алкоголя, и исследователи предполагают, что они использовались здесь для приготовления пива.

Сбор образцов в шахте

«Полногеномный анализ показывает, что оба гриба участвовали в ферментации пищевых продуктов, и является первым молекулярным доказательством употребления голубого сыра и пива в Европе железного века. Кажется, что шахтеры Гальштата намеренно применяли технологии ферментации пищевых продуктов с использованием микроорганизмов, которые до сих пор используются в пищевой промышленности», — Франк Майкснер, ведущий автор исследования.

По словам ученых, это исследование дополняет наше понимание исторического производства продуктов питания, предполагая, что диетические практики тысячи лет назад были гораздо более зрелыми, чем предполагалось ранее. Новое исследование также демонстрирует все более изощренные методы анализа микробиома палеофекалий, позволяющие детально изучить кишечные микробы наших древних предков.

«Становится все более очевидным, что не только доисторические кулинарные практики были сложными, но и что сложные обработанные пищевые продукты, а также техника ферментации играли важную роль в нашей ранней истории питания», — заключает соавтор исследования Керстин Коварик.

Salto 18.10.2021 18:32 [Материал]
Интересно, как они эти бесценные объекты идентифицируют в свете своих фонариков в темной пещере?
А еще фермеры, находящие окаменелые зубы мамонта у себя в огороде умиляют. smile