/ Новости сайта / Наука и Технологии / Ученые обнаружили самый большой кратер на Земле возрастом менее 100 000 лет
02.03.2022

Ученые обнаружили самый большой кратер на Земле возрастом менее 100 000 лет

Этот ударный кратер - второй, обнаруженный в Китае.

Кратер в форме полумесяца на северо-востоке Китая удерживает рекорд как самый большой ударный кратер на Земле, образовавшийся за последние 100 000 лет.

До 2020 года единственный другой ударный кратер, обнаруженный в Китае, был найден в уезде Сюян прибрежной провинции Ляонин, говорится в заявлении Обсерватории Земли НАСА. Затем, в июле 2021 года, ученые подтвердили, что геологическая структура в горном массиве Малый Синьань образовалась в результате удара космического камня о Землю. В том же месяце команда опубликовала описание новонайденного ударного кратера в журнале Meteoritics and Planetary Science.

Кратер Илань имеет размер около 1,15 мили (1,85 км) в поперечнике и, вероятно, образовался около 46 000 - 53 000 лет назад, судя по радиоуглеродному датированию древесного угля и органических озерных отложений с этого места, говорится в заявлении НАСА. Исследователи собрали эти образцы отложений, извлекая керн из центра кратера.

" />

Под более чем 328 футами (100 метров) слоистых озерных и болотных отложений лежала плита толщиной почти 1 000 футов (320 метров) из брекчированного гранита - гранита, состоящего из множества скальных фрагментов, сцементированных вместе в матрице. На этой породе видны шрамы, свидетельствующие о столкновении с метеоритом.

Например, фрагменты породы имеют признаки плавления и перекристаллизации во время удара, так как гранит быстро нагревался и затем остывал. Другие фрагменты породы избежали этого процесса плавления и вместо этого содержат "ударный" кварц, который разлетелся на куски в четком порядке, когда космический камень упал.

Команда также обнаружила фрагменты стекла каплевидной формы и куски стекла, пронизанные крошечными отверстиями, образованными пузырьками газа; оба этих признака указывают на то, что здесь произошел высокоинтенсивный удар, говорится в заявлении НАСА.

Часть южного края кратера Илань отсутствует, поэтому сверху геологическая структура выглядит в форме полумесяца, сообщает Global Times. Такие ударные кратеры в форме полумесяца относительно редки на Земле, сказал Global Times Чэнь Мин, один из авторов статьи и научный сотрудник Института геохимии Гуанчжоу. В октябре 2021 года спутник Landsat-8 сделал поразительный снимок северного края кратера, и теперь ученые выясняют, как и когда исчез южный край, говорится в заявлении НАСА.

Так называемый Метеоритный кратер в Аризоне ранее удерживал рекорд по самому большому ударному кратеру возрастом менее 100 000 лет; его возраст составляет примерно 49 000-50 000 лет, а диаметр - 0,75 мили (1,2 км). Кратер Сюян, для сравнения, имеет размер 1,1 мили (1,8 км) в поперечнике, но его возраст неизвестен.