/ Новости сайта / Археология / Утонувший рыбак каменного века исследован с помощью нового метода судебной экспертизы
02.03.2022

В его костях сохранились крошечные морские водоросли.

Человеческие кости, относящиеся к каменному веку, найденные на территории современного северного Чили, являются останками рыбака, погибшего в результате утопления, выяснили ученые.

Человек жил около 5 000 лет назад, и на момент смерти ему было примерно 35-45 лет. Ученые обнаружили скелет в массовом захоронении в прибрежном районе Копака вблизи пустыни Атакама. В могиле находились четыре человека: трое взрослых (двое мужчин и одна женщина) и один ребенок.

Рост мужчины при жизни составлял около 5 футов 3 дюймов (1,6 метра), а его останки имели признаки дегенеративных заболеваний и метаболического стресса, сообщили исследователи в апрельском номере журнала Journal of Archaeological Science за 2022 год. На костях были обнаружены следы остеоартрита в спине и обоих локтях; на задней части черепа были следы заживших повреждений от тупой травмы; зубы и челюсти были омрачены зубным камнем, пародонтозом и абсцессами; повреждения в глазницах указывали на дефицит железа, вызванный проглатыванием паразита, обнаруженного у морских животных, говорится в исследовании.

Другие отметины на костях рук и ног, где когда-то крепились мышцы, говорили о повторяющихся действиях, связанных с рыбалкой, таких как гребля, гарпунирование и приседание для сбора моллюсков. Если человек был рыбаком, возможно, он умер от утопления, предположили исследователи.

Когда судебно-медицинские эксперты исследуют современные скелеты, найденные без мягких тканей, эксперты могут подтвердить, что причиной смерти стало утопление, поискав внутри крупных костей нежные микроскопические водоросли, называемые диатомовыми, которые живут в водной среде и почве. Когда человек тонет, вдыхаемая вода может попасть в кровь и распространиться по всему телу после разрыва легких, даже достигая "закрытой системы" костного мозга через капилляры, сообщают авторы. Изучение видов диатомей в костном мозге позволяет определить, глотал ли человек соленую воду. Однако этот метод никогда не использовался для изучения древних костей.

Водоросли, шипы губок и яйца паразитов

Для нового исследования ученые решили, что современный диатомовый тест был слишком "химически агрессивным", и при удалении костного мозга из образцов он также разрушал мелкие частицы и организмы, которые не были диатомовыми. Такие частицы могут быть очень важны для анализа костей каменного века, говорится в исследовании. Поэтому исследователи применили "менее агрессивный процесс", который устранил остатки костного мозга в образцах, сохранив при этом более широкий спектр микроскопического материала, поглощенного костным мозгом, который затем можно было обнаружить с помощью сканирующей электронной микроскопии (СЭМ).

Их СЭМ-сканирование выявило джек-пот из микроорганизмов. Хотя на внешней стороне костей не было никаких морских организмов, сканирование показало, что костный мозг содержит множество крошечных океанических ископаемых, включая водоросли, яйца паразитов и разрушенные структуры губки, называемые спикулами. Такое разнообразие морской жизни глубоко внутри костей мужчины говорит о том, что он умер, утонув в соленой воде.

Возможно, причиной смерти стало стихийное бедствие, поскольку геологическая летопись в этом прибрежном районе Чили сохранила свидетельства мощных цунами, произошедших около 5 000 лет назад, сообщили ученые. Но, учитывая многочисленные скелетные доказательства того, что человек был рыбаком, более вероятным объяснением является то, что он погиб во время несчастного случая на рыбалке, сказали они. Повреждения скелета - отсутствие плечевых суставов, шейные позвонки, которые были заменены раковинами, и сломанная грудная клетка - могли произойти, когда волны били по телу утопленника, а затем выбросили его на берег, объяснили исследователи.

Внутренний анализ костей человека выявил следы микроскопической морской жизни, такие как яйца паразитов и водоросли. На этом изображении показана деградировавшая одноклеточная зеленая водоросль, обитающая в морских экосистемах. (Кредит изображения: любезно предоставлено Стивеном Бейтсом/Андрейдом и др. (2022)).

Что касается того, почему мужчина был похоронен в братской могиле, "то, что мы можем оценить по аналогичным контекстам, это то, что они, вероятно, принадлежали к одной семейной группе", - сказал ведущий автор исследования Педро Андраде, археолог и профессор антропологии из Университета Консепсьона в Чили. Вероятно, у этих людей был общий предок, но они не были ближайшими родственниками, так как датировка скелетов охватывает около 100 лет, сообщил Андраде по электронной почте Live Science.

Расширив диапазон современного диатомового теста, чтобы включить более широкий выбор микроскопических морских обитателей в их поиск во внутренних полостях доисторических костей, "мы открыли совершенно новый способ делать вещи", - сказал в своем заявлении соавтор исследования Джеймс Гофф, приглашенный профессор Школы наук об океане и Земле в Университете Саутгемптона в Великобритании.

"Это поможет нам лучше понять, насколько тяжело было жить на побережье в доисторические времена - и как люди там страдали от катастрофических событий, как и мы сегодня", - сказал Гофф.

Применение этого метода на других археологических объектах в прибрежных районах с массовыми захоронениями может дать судьбоносное представление о том, как древние люди выживали - и часто умирали - живя в потенциально опасных условиях, сказал Андраде в интервью Live Science.

Хотя в мире существует множество прибрежных мест массовых захоронений, которые были исследованы учеными, "фундаментальный вопрос о том, что стало причиной стольких смертей, не был решен", - добавил Гофф.