Элемент золотой подвески из Новгорода изготовили из римской мозаики
Российские ученые исследовали подвеску, обнаруженную в Великом Новгороде во время раскопок остатков дома начала XIII века. Оказалось, что металлическая часть этого артефакта была изготовлена из россыпного золота, а декоративная эмалевая вставка — из переработанной римской мозаики. По мнению исследователей, этот необычный медальон в форме квадрифолия могли сделать как в Византии, так и на Руси. Об этом сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.
Систематические исследования древностей Великого Новгорода начались в 1932 году, когда Артемий Арциховский (Artemy Artsikhovsky) основал Новгородскую археологическую экспедицию. За десятилетия раскопок ученые детально изучили более 50 участков в разных частях города, общая площадь которых превышает 40 тысяч квадратных метров. Важнейшим открытием отечественной археологии XX века стала найденная в Новгороде в 1951 году первая берестяная грамота. За последующие семь десятилетий в распоряжении ученых оказалось более тысячи подобных артефактов (о непростой судьбе одного из них можно узнать в нашем материале «Грамота, которая нашлась дважды»).
За годы работ археологи нашли целые кварталы средневекового Новгорода с остатками различных сооружений — дорог, систем благоустройства, административных зданий и усадеб. Коллекция предметов материальной культуры насчитывает уже более 150 тысяч отдельных находок. Так, только за последнее время были обнаружены берестяные грамоты, средневековые костяные коньки, свинцовые вислые печати, фрагменты чешского стеклянного сосуда, крепостная башня и Немецкий двор.
Археологи во время работ на Знаменском раскопе в Великом Новгороде
Российские ученые впервые исследовали с помощью высокоточных методов древнерусскую эмалевую подвеску. Она была обнаружена летом 2018 года экспедицией Института археологии РАН во время работ на Знаменском раскопе в Великом Новгороде. Археологи нашли украшение в остатках средневекового дома. Дендрохронологический анализ сосновых бревен показал, что это сооружение построили в начале 1210-х годов.
Подвеска была изготовлена в форме квадрифолия — популярного мотива в средневековом европейском искусстве. Она состоит из двух пластин, соединенных между собой пайкой, а также петельчатого ушка. На лицевой поверхности украшения находится выпуклый декор из цветков, круглая эмалевая вставка и два ряда мелких вдавлений, которые украшали внешний край пластины. Узор на этой золотой подвеске был целиком оттиснут на матрице. По данным Ирины Зайцевой (Irina Zaitseva) из Института археологии РАН, у этого элемента богатого парадного убора нет аналогий ни в древнерусских, ни в византийских материалах.
Для исследования внутреннего строения украшения ученые сделали нейтронную томографию, благодаря которой удалось построить трехмерную модель находки и виртуально «разобрать» ее на элементы. Так, под эмалевой вставкой они заметили скопление рыхлого вещества, которое, по всей видимости, представляет собой забившийся грунт. С помощью растровой электронной микроскопии исследователи выяснили, что для изготовления подвески использовалось золото высокой пробы, полученное из россыпного месторождения. Кроме того, они пришли к выводу, что все металлические элементы подвески были сделаны одновременно.
Эмалевая вставка
Исследование центрального украшения медальона показало, что эмали белого, бирюзового и синего цветов были сходны по химическому составу и отличались лишь красителями. По данным ученых, химический состав этих эмалей оказался схож с римскими и ранневизантийскими мозаиками. Состав красной эмали был близок византийскому натриево-свинцовому стеклу, изготавливать которое начали еще в римские времена. Проанализировав полученные данные, ученые пришли к выводу, что эмали новгородской подвески были сделаны из римских мозаик. Такая практика была известна в Западной Европе, где мозаики из разрушенных зданий повторно использовали в производстве.
Установить точное происхождение этого артефакта археологам не удалось. Однако Светлана Валиулина (Svetlana Valiulina) из Казанского федерального университета предположила, что подвеска была изготовлена или в Византии, или греческими ювелирами в одном из древнерусских городов. Кроме того, возможно, непосредственно эмалевую вставку сделали в Византии, после чего ее привезли на Русь, где ее использовали в качестве украшения для золотого квадрифолия местной работы.