/ Новости сайта / Наука и Технологии / Эксперимент по клеточному "омоложению" мышей обратил вспять признаки старения, утверждают ученые
08.03.2022

С возрастом приходит опыт. А с опытом приходят больная спина, кости и повышенный риск развития большого количества заболеваний.

Ученые уже давно пытаются понять, как остановить эти боли и ломоту в наши сумерки и одновременно сделать нашу жизнь более долгой и здоровой.

Несмотря на то, что до готовности к применению на людях еще далеко, новое исследование, посвященное долгосрочному "частичному перепрограммированию" клеток у мышей, похоже, дало весьма интригующие результаты.

"Мы очень рады, что можем использовать этот подход на протяжении всей жизни, чтобы замедлить старение у нормальных животных", - говорит старший автор исследования и биолог развития Института Салк Хуан Карлос Изписуа Бельмонте. "Этот метод безопасен и эффективен для мышей".

Команда обнаружила, что ткани в почках и коже мышей "омолаживались" - это означает, что экспрессия генов, вызывающих воспаление, гибель клеток и реакцию на стресс, была снижена у обработанных животных. Кожа даже смогла пролиферировать больше и меньше рубцеваться - противоположность тому, что обычно происходит в пожилом возрасте.

Кроме того, эпигенетические часы животных - показатель уровня метилирования ДНК, связанного со старением, - казалось, были отмотаны назад.

"Помимо борьбы с возрастными заболеваниями, этот подход может дать биомедицинскому сообществу новый инструмент для восстановления здоровья тканей и организма путем улучшения функционирования и устойчивости клеток при различных заболеваниях, таких как нейродегенеративные заболевания", - говорит Изписуа Бельмонте.

До этого еще далеко, поскольку исследование пока проводилось только на мышах, но лечение представляется безопасным и эффективным в долгосрочной перспективе, и гипотетически может однажды помочь людям предотвратить некоторые из худших проявлений старения, если его эффект действительно удастся воспроизвести на людях.

В исследовании ученые экспериментировали с четырьмя известными белками, регулирующими экспрессию ДНК - Oct4, Sox2, Klf4 и c-Myc - известными под общим названием "факторы Яманаки" в честь человека, который стал пионером этой методики в стволовых клетках.

Хотя этот метод может быть использован для превращения взрослых клеток обратно в стволовые клетки, нынешняя команда ранее показала, что он также может быть использован для "частичного перепрограммирования" клеток, возвращая их в более молодое состояние, но не полностью превращая в стволовые клетки.

Если то же самое сделать с достаточным количеством клеток в теле животного, то потенциально это может заставить часы всего организма казаться моложе.

Зная это, исследователи хотели посмотреть, что произойдет с этими мышами, когда факторы Яманаки будут применяться в течение длительного времени.

В новом исследовании факторы использовались тремя различными способами. Первое исследование было коротким: одну группу мышей лечили факторами в течение одного месяца, когда им было 25 месяцев (что эквивалентно примерно 80 годам для человека).

Вторая и третья группы проходили более длительное лечение. Одна получала регулярные дозы от 15 до 22 месяцев (эквивалентно возрасту 50-70 лет у людей), а другая - от 12 до 22 месяцев (возраст 35-70 лет у людей).

Мыши, получавшие лечение в течение одного месяца, не проявили никаких возрастных изменений, но две группы, получавшие более длительное лечение, продемонстрировали признаки омоложения без повышения риска развития рака или других проблем со здоровьем.

"В целом, это исследование дает провокационные намеки на то, что долгосрочное частичное перепрограммирование перспективно в качестве вмешательства, которое может восстановить и омолодить функции некоторых тканей", - объясняют в сопроводительном комментарии к исследованию исследователи Арианна Маркел и Джордж К. Дейли из Бостонской детской больницы, которые не принимали участия в исследовании.

"Особенно примечательно, что частичное перепрограммирование успешно вызывает системные транскриптомные, метаболомные и липидомные изменения, а также изменяет эпигенетические часы. Более того, наблюдение этих результатов в модели нормально стареющей мыши дает дополнительные доказательства того, что этот подход может быть полезен не только при заболеваниях".

Несмотря на то, что до получения "фонтана молодости" для человека еще много лет, этот метод является интересным достижением науки о борьбе со старением, и он может помочь облегчить боль и ущерб от старости в один прекрасный день.

Исследование было опубликовано в журнале Nature Aging.