/ Новости сайта / Археология / В Китае обнаружены 40 000-летние орудия труда, которыми пользовались древние люди
09.03.2022

Археологи в Китае обнаружили клад замысловатых каменных лезвий и изделия из охры, приписываемые древним людям, жившим менее чем в 160 км к западу от современного Пекина, недалеко от Датуна. Однако эти "продвинутые" орудия труда и следы обработки охры явно не принадлежат ни денисовцам, ни неандертальцам, ни Homo sapiens, но они явно использовались группой древних людей около 40 000 лет назад, согласно последним методам датировки.

Коллекция материалов и инструментов для обработки охры в Северном Китае, датируемая примерно 40 000 лет назад, описана в новом исследовании, опубликованном в журнале Nature. Находка была сделана на древней стоянке Сямабэй, хорошо сохранившейся стоянке эпохи палеолита в Нихэваньском бассейне на севере Китая, который может похвастаться археологическими памятниками, датируемыми двумя миллионами лет назад.

Древние люди, изготовившие орудия труда, были названы "инновационной культурой древнекаменного века".

Ученые, участвующие в новом исследовании, подозревают, что Homo sapiens могли столкнуться на этом месте с денисовцами, неандертальцами или и теми, и другими. Кроме того, хотя археологи не нашли человеческих останков в Сямабэй, они обнаружили окаменелости и инструменты для обработки охры, богатой железом породы, которая может быть использована для изготовления пигментов.

В совокупности эти артефакты доказывают, что древние люди жили в Сямабэй уже 40 000 лет назад, что меняет хронологию доисторических исторических миграций в этом регионе.

Новое исследование проводилось под руководством профессоров из Института культурных реликвий и археологии провинции Хэбэй, Шицзячжуан, Китай. Авторы пишут, что древние гоминины, населявшие Сямабэй, скорее всего, проводили время "вокруг костра, орудуя каменными инструментами с лезвиями для выполнения задач, включая обработку шкур и растений, и делясь пищей, включая мясо, на которое они охотились".

Всего на стоянке было найдено 382 артефакта. Однако больше всего археологов взволновали два особых куска охры с различным минеральным составом, обнаруженные рядом с известняковой плитой со сглаженными участками, отмеченными пятнами охры. Исследователи определили, что различные виды охры были привезены в Сямабэй и обработаны "путем толчения и истирания для получения порошка различных цветов и размеров".

Исследовательская группа пришла к выводу, что было произведено так много охры, что переливы и отходы постоянно пропитывали местность, которая представляет собой "самое раннее известное свидетельство обработки охры в Восточной Азии".

Команда ученых проанализировала каждый из 382 артефактов и выяснила, какие навыки и ловкость рук требовались для их изготовления. Семь из древних инструментов были "с рукояткой". Это означает, что они были предназначены для крепления к рукоятке или ремешку. Другие инструменты были с отверстиями. А некоторые были специально изготовлены для соскабливания мяса со шкуры животного. Миниатюрная ловкость также была основным навыком древних людей, учитывая, что все инструменты были размером 0,7-1,5 дюйма (1,8-3,8 сантиметра).

Автор исследования профессор Майкл Петралья из Института Макса Планка по изучению истории человечества говорит, что ни один из артефактов, раскопанных в Сямабэй, не совпадает с другими, найденными на других археологических памятниках архаики, связанных с неандертальцами или денисовцами. Поэтому это место было отнесено к Homo sapiens.

Исследовательская группа утверждает, что их новые находки отражают "первоначальную колонизацию современными людьми, потенциально включающую культурное и генетическое смешение с местными денисовцами, которые, возможно, были заменены более поздним вторым приходом". Автор работы Шиксия Ян пришла к выводу, что способность древних людей жить в холодных и высоко сезонных северных широтах, вероятно, была облегчена "эволюцией культуры в форме экономических, социальных и символических адаптаций".

Эти новые находки - большой шаг к лучшему пониманию того, как люди адаптируются в различных и часто сложных условиях экстремально жаркой и холодной среды. А когда мы узнаем больше об инструментах, разработанных охотничьими культурами в разных регионах мира, мы, наконец, поймем, как эти адаптации повлияли и изменили ход миграции человека по планете.