Знаменитое антарктическое затонувшее судно Шеклтона наконец обнаружено в "худшем море" мира
Исследователи обнаружили один из самых известных кораблекрушений в истории, "Выносливость" Эрнеста Шеклтона, глубоко в ледяном море у берегов Антарктиды более чем через столетие после того, как он затонул, объявили они в среду.
Endurance" был обнаружен на глубине 3 008 метров (9 869 футов) в море Уэдделла, примерно в шести километрах (четырех милях) от того места, где он был медленно раздавлен паковым льдом в 1915 году.
Шеклтон вошел в легенды экспедиций благодаря эпическому побегу, который он и его 27 спутников совершили пешком и на лодках.
Мы потрясены тем, что нам посчастливилось найти и запечатлеть "Выносливость", - сказал Менсун Баунд, директор экспедиции по исследованиям.
"Это, безусловно, самое прекрасное деревянное затонувшее судно, которое я когда-либо видел. Он стоит вертикально, хорошо держится на морском дне, цел и находится в прекрасной сохранности. Вы даже можете увидеть надпись "Выносливость" на корме", - сказал он в своем заявлении.
Экспедиция, организованная Фондом морского наследия Фолклендских островов, вышла из Кейптауна 5 февраля на южноафриканском ледоколе, надеясь найти "Эндьюранс" до конца лета в Южном полушарии.
В составе Имперской трансантарктической экспедиции Шеклтона в 1914-1917 годах экипаж "Выносливого" должен был совершить первый сухопутный переход через Антарктиду.
Но их трехмачтовый парусник стал жертвой бурного моря Уэдделла.
К востоку от шельфовых ледников Ларсена на Антарктическом полуострове в январе 1915 года деревянное судно попало в паковый лед.
Оно постепенно разрушалось и через 10 месяцев затонуло.
Худшее море в мире
Экипаж сначала разбил лагерь на морском льду, дрейфуя на север, пока лед не раскололся, а затем сел в спасательные шлюпки.
Сначала они доплыли до острова Элефант, мрачного и безлесного места, где большинство людей были высажены и разбили лагерь.
Используя для навигации только секстант, Шеклтон отправился с пятью другими людьми на самой прочной и мореходной лодке в 1300-километровое (800 миль) плавание к Южной Георгии, британской колонии, где находилась китобойная станция.
17-дневный поход на открытой лодке длиной 6,9 метра (22,4 фута), преодолевая горное море и низкие температуры, часто считается одним из самых выдающихся достижений в истории мореплавания.
Все 28 участников экспедиции выжили.
Современные исследователи использовали подводные дроны для поиска и съемки кораблекрушения в безжалостном море Уэдделла. Его бурлящее течение поддерживает массу толстого морского льда, который может бросить вызов даже современным ледоколам.
Сам Шеклтон описывал место затопления как "худшую часть худшего моря в мире".
Этот регион остается одной из самых сложных частей океана для навигации.
"Это был самый сложный подводный проект, который когда-либо осуществлялся", - сказал Нико Винсент, руководитель подводного проекта миссии.
Как Титаник
Подводные дроны сделали потрясающе четкие снимки корабля длиной 44 метра (144 фута).
Удивительно, что штурвал остался нетронутым после более чем столетнего пребывания под водой, а снасти навалены на тафре, как будто команда Шеклтона только что покинула его.
Брёвна корабля, хотя и повреждённые ледяной крошкой, которая погрузилась внутрь, всё ещё держались вместе. Мачта разломилась на две части на палубе, а иллюминаторы намекали на то, какие тайны еще могут скрываться внутри.
Морские анемоны, губки и другие мелкие формы океанской жизни устроили свои дома на обломках судна, но, похоже, не повредили его.
"Просто увидеть фотографии этого корабля на морском дне, равносильно обнаружению "Титаника", - сказал Адриан Гловер, биолог-глубоководник из британского Музея естественной истории.
"Это не прощающее место, как выяснили Шеклтон и другие", - сказал он AFP. "Морской лед там может стать очень толстым, очень быстро, и раздавить корабль, или, по крайней мере, остановить его продвижение".
Предыдущая миссия в 2019 году не смогла найти "Эндьюранс", отметило министерство охраны окружающей среды Южной Африки, которому принадлежит ледокол.
Согласно международному праву, затонувшее судно охраняется как исторический объект. Исследователям было разрешено снимать и сканировать корабль, но не прикасаться к нему - это означает, что никакие артефакты не могут быть подняты на поверхность.
Команда использовала подводные поисковые дроны, известные как Sabertooths, созданные компанией Saab, которые опускались под лед на самые дальние глубины моря Уэдделла.
Во время экспедиции ученые также исследовали изменения климата, документируя дрейфы льда и погодные условия.
Штефани Арндт, исследователь морского льда из немецкого Института Альфреда Вегенера, сообщила в Твиттере, что она возвращается с 630 образцами льда и снега. "Невероятное число", - сказала она.
Теперь команде предстоит 11-дневное путешествие обратно в порт Кейптауна.