Археологи обнаружили на Енисее два наскальных изображения рожениц
Сибирские археологи обнаружили на скалах горы Тепсей два наскальных изображения рожениц, которые относятся, по всей видимости, к окуневской культуре бронзового века. Эти петроглифы представляют собой фигуры женщин, выполненные анфас, которые изображены с согнутыми в коленях ногами и разведенными в стороны ступнями. В одном случае изображение роженицы сопровождается фигурами животных, в другом — мужским антропоморфным персонажем с эрегированным фаллосом. По мнению ученых, эти изображения связаны с темой плодородия. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Археологические вести.
Около XXVI века до нашей эры в Хакасско-Минусинскую котловину проникли племена окуневской культуры, которые пришли на смену первым скотоводам региона — афанасьевцам. Радиоуглеродный анализ показал, что эта культура просуществовала около 800–850 лет. Одной из характерных черт этого времени стало распространение наскальных изображений женских фигур с согнутыми в коленях и разведенными в стороны ногами. Среди археологов нет единого мнения относительно интерпретации этих сюжетов. Возможно, они изображали мифологических персонажей типа богини-матери и были приурочены к обряду, связанному с плодородием.
В Краснотуранском районе Красноярского края, на правом берегу Енисея, расположен Тепсейский археологический микрорайон, раскопки которого начались еще в 1964 году. Ученым удалось обнаружить там поселения и могильники, которые охватывают историю региона от афанасьевского до этнографического времени. Кроме того, на склонах и отрогах горы Тепсей археологи нашли многочисленные петроглифы, которые впервые были зафиксированы еще в 1904 году.
Мужской антропоморфный персонаж с эрегированным фаллосом, обнаруженный на пункте Тепсей-IV
Ольга Советова (Olga Sovetova) и Ольга Шишкина (Olga Shishkina) из Кемеровского государственного университета сообщили о том, что они обнаружили на скалах горы Тепсей два наскальных изображения рожениц. Первое изображение археологи нашли на пункте Тепсей-II. На очищенной от лишайника плоскости находилось несколько выбитых фигур, среди которых оказалась роженица. Она представляет собой небольшой петроглиф, выполненный анфас, с характерными для этого типа изображений чертами: небольшие груди, «отростки» на голове и отсутствие рук. Древовидные «отростки» на голове, по мнению исследователей, могут представлять собой растрепанные волосы, крону дерева или головной убор.
Ученые отметили, что рядом с этой фигурой находились и другие изображения, в том числе, быка. По их мнению, это может перекликаться с темой «роженица — животное / зверь». Однако интерпретация таких сюжетов весьма противоречива. Петроглифы, по мнению археологов, датируются концом III — серединой II тысячелетия до нашей эры.
Другой наскальный рисунок был найден на пункте Тепсей-IV, где фигуру роженицы сопровождает мужской персонаж с эрегированным фаллосом. Сама роженица изображена с характерными антропоморфными и зооморфными признаками. Так, нижняя часть этого изображения представляет собой фигуру плотного телосложения с округлым животом, короткими ногами и расставленными в стороны ступнями. При этом у нее длинная шея и голова животного. Археологи отметили, что у фигуры обозначены первичные половые признаки или появившийся плод.
Сцена совокупления, обнаруженная на пункте Тепсей-II
Археологи отметили, что изображенный рядом мужской персонаж был в два раза меньше роженицы. Он показан в возбужденном состоянии, устремленным в сторону женщины. Подобные изображения известны и в соседних регионах — в Казахстане, Горном Алтае и Монголии. Нередко они включены в композиции ритуальных поединков или плясок рядом с ряженой фигурой. Археологи также сообщили, что неподалеку от роженицы находится еще один примечательный наскальный рисунок, на котором изображена сцена совокупления женщины и ряженого мужчины.
Ученые пришли к выводу, что обнаруженные сцены связаны с мотивами плодородия. По их мнению, в эпоху бронзы в Центральной Азии могла существовать общая мифологическая парадигма. Изображения окуневских богинь могли быть приурочены к обряду, связанному с темой плодородия животного и растительного мира, в рамках которого древние люди заручались ее покровительством. При этом они полагают, что, вероятно, в мифологической системе окуневцев было несколько женских божеств с разными функциями, поэтому нельзя связывать разные рисунки только с одной богиней.