/ Новости сайта / Наука и Технологии / Штамм туберкулеза путешествовал по Тихому океану за тысячи лет до контакта с людьми
14.03.2022

За несколько столетий до первого контакта с европейцами, согласно новым исследованиям, штамм туберкулеза уже циркулировал от побережья Южной Америки до гор.

Смертельные европейские болезни, такие как туберкулез (ТБ), коклюш и оспа, распространялись по всему миру вместе с колонизацией, но последние данные свидетельствуют о том, что туберкулез не впервые появился в Южной Америке.

В 2014 году исследователи обнаружили ДНК бактерии, родственной Mycobacterium tuberculosis - штамму, вызывающему туберкулез у людей, - в южноамериканских скелетах примерно тысячелетней давности, то есть задолго до прибытия испанских, французских и португальских колонизаторов.

Ученые давно знали, что туберкулез может легко переходить от одного вида млекопитающих к другому; это происходило десятки тысяч раз по всему миру. Но обнаружение нескольких древних штаммов в Южной Америке позволяет предположить, что наши учебники истории могут немного ошибаться относительно первоначального распространения этих бактерий.

Обнаруженные в 2014 году доконтактные штаммы бактерий имели наибольшее сходство с M. pinnipedii - штаммом, обнаруженным у морских млекопитающих с ластами (ластоногих), таких как тюлени и морские львы.

Генетический анализ показал, что самый последний общий предок всех генетически родственных штаммов микобактерий (известный как M. tuberculosis complex, или MTBC) появился менее 6 000 лет назад, что указывает на морских млекопитающих как на возможных первых путешественников, которые перенесли туберкулез через океан.

Новое исследование обнаружило еще три древних штамма туберкулеза в скелетах людей, живших на территории современных Перу и Колумбии. Скелеты были обнаружены далеко от береговой линии, но даже здесь, на широких горных хребтах, туберкулез, по-видимому, был распространенным, хроническим и, вероятно, эндемичным среди местного населения.

"Эти три новых случая южноамериканского туберкулеза доконтактного периода происходят из человеческих останков, найденных в археологических зонах внутри страны, две из которых расположены в высокогорных районах Колумбийских Анд", - говорит антрополог Танви Хонап из Университета Оклахомы.

"Все эти три новых древних генома ТБ похожи на M. pinnipedii - тот же вариант ТБ, который был обнаружен у древних прибрежных перуанцев и у современных тюленей и морских львов".

Археологические данные из внутренних районов Перу и Колумбии свидетельствуют о том, что местные жители здесь обычно не употребляли в пищу мясо тюленей и морских львов, которыми торговали на побережье. Это означает, что болезнь, вызванная ластоногими, вероятно, попала так далеко вглубь страны через другого носителя.

Вместо того, чтобы напрямую перейти от ластоногих к этим обитателям суши, эти бактериальные штаммы, скорее всего, со временем проникли внутрь страны, переходя от человека к человеку или распространяясь среди других сухопутных млекопитающих.

В Новой Зеландии, например, сегодня есть сообщения о том, что туберкулез переходит от тюленей к пасущемуся скоту, обеспечивая мост от морских обитателей к сухопутным.

"В Колумбии обитает большое разнообразие наземных млекопитающих, поэтому M. pinnipedii мог быть занесен в страну через животный мир", - объясняет Хонап.

"Или, по более вероятному сценарию, он мог быть занесен в страну через передачу от человека к человеку, чему способствовали торговые пути, или через комбинацию обоих вариантов!".

В конце концов, европейские штаммы туберкулеза заменили первоначальные южноамериканские штаммы, скрыв более глубокую экологию этой бактериальной инфекции.

Сейчас исследователи пытаются разобраться в сложной истории этого заболевания в доколониальные времена. Используя геномные исследования, они надеются выявить новые штаммы древнего ТБ, чтобы выяснить, как болезнь стала эндемичной в разных местах в разное время.

"Мы считаем, что одно или несколько отдельных внедрений M. pinnipedii из популяций ластоногих в популяции людей и/или наземных животных в настоящее время является наиболее правдоподобным объяснением их распространения в этих внутренних районах", - заключают авторы.

"Дополнительные геномные данные... из доконтактной Америки помогут развить эти гипотезы".

Исследование было опубликовано в журнале Nature Communications.