Затонувшее судно "Эндьюранс" - это мост в ушедшую эпоху и напоминание о неопределенном будущем Антарктиды
На этой неделе по всему миру были переданы великолепно четкие изображения затонувшего корабля "Выносливость", находящегося на глубине 3 000 метров под поверхностью океана в море Уэдделла в Антарктиде. Обнаруженные экспедицией "Выносливость 22" с помощью современного автономного подводного аппарата, снимки стали почти такими же знаковыми, как те, что были сделаны австралийским фотографом и участником экспедиции Фрэнком Херли в 1915 году.
Endurance" был кораблем Императорской трансантарктической экспедиции. Возглавляемая британско-ирландским исследователем сэром Эрнестом Шеклтоном, экспедиция стремилась впервые пересечь Антарктиду пешком от моря Уэдделла (к югу от Атлантического океана) до моря Росса (к югу от Новой Зеландии) через Южный полюс.
Endurance покинул Англию в августе 1914 года, как раз когда началась первая мировая война. В декабре 1914 года судно вошло в паковый лед Антарктиды, а к февралю 1915 года прочно увязло во льдах моря Уэдделла. К октябрю сдвигающийся паковый лед начал давить на корабль, который затонул в следующем месяце.
Херли известен тем, что нырнул в затопленные внутренности тонущего "Эндьюранса", чтобы достать около 120 фотопластин, оставив около 400. Затем команда отправилась в поход к краю морского льда и в апреле 1916 года добралась до острова Элефант. Оттуда Шеклтон возглавил меньшую команду, которая на спасательной шлюпке "Джеймс Кэрд" пересекла штормовой Южный океан и добралась до острова Южная Георгия, чтобы поднять тревогу.
Команда экспедиции - и тарелки Херли - были наконец спасены в августе 1916 года. Его выразительные снимки тонущего корабля помогли экспедиции привлечь широкое внимание и закрепили место "Эндьюранса" в истории Антарктики. Но что стало с затонувшим кораблем?
Последние известные координаты судна были записаны шкипером Фрэнком Уорсли как 68°39'30 "S, 52°26'30 "W, но они не были подтверждены до этой недели. Успешное обнаружение произошло во время второй за последние годы крупной попытки найти затонувшее судно.
Подробнее: Капитан "Выносливости" Фрэнк Уорсли, талантливый штурман Шеклтона, знал, как не сбиться с курса
В начале 2019 года экспедиция в море Уэдделла, также финансируемая частным образом и проводящая более широкое многопрофильное научное исследование этого района, потерпела неудачу, потеряв свою автономную подводную лодку.
Нынешняя экспедиция "Выносливый 22" была столь же многопрофильной и получила анонимное частное пожертвование в размере 10 миллионов долларов США. Это частное спонсорство повторяет ситуацию Шеклтона; его экспедиции финансировались за счет пожертвований как наличными, так и материалами (которые позже появились в рекламе).
Еще до своего повторного открытия "Эндьюранс" стал охраняемым объектом наследия. В 2019 году страны, входящие в систему Договора об Антарктике, объявили неизвестное место кораблекрушения "Историческим местом и памятником".
Подобным образом были предварительно признаны и другие неопределенные места, например, палатка, оставленная норвежским первопроходцем Роальдом Амундсеном на Южном полюсе в 1911 году, ныне погребенная под снегом, и затонувший испанский военный корабль "Сан-Тельмо", который затонул к югу от мыса Горн в 1819 году.
Эти названия указывают на важность воображения всякий раз, когда мы имеем дело с очень далеким югом. Большинство людей никогда не побывают в Антарктиде, но истории, которые мы рассказываем об этом месте, имеют широкое культурное распространение.
Статус "исторического объекта" защищает "все артефакты, содержащиеся или ранее содержавшиеся на судне, которые могут находиться на морском дне в пределах 150 метров от места кораблекрушения".
Соответственно, экспедиция Endurance 22 не взяла с затонувшего судна ничего вещественного. Но новые фотографии последнего пристанища корабля рассказывают мощную историю.
Фотографии не только оживляют "Выносливость", но и позволяют по-новому взглянуть на Антарктиду в целом. Глубоководная фауна, включая морские анемоны, морских червей и даже краба, ползает по затонувшему судну, демонстрируя жизнеспособность антарктического морского дна и открывая окно в подводный мир, о котором мало что известно. Точно так же недавнее удивительное открытие 60 миллионов гнезд ледяной рыбы в море Уэдделла также демонстрирует эту жизнеспособность.
Изображения также поднимают вопросы о том, почему мы смотрим на Антарктиду и что мы там видим. Является ли она местом для смелых путешественников, желающих проверить свои силы, - мнение, преобладавшее в "героическую эпоху" исследования Антарктики, завершившуюся путешествием Шеклтона? Или же это место для сотрудничества и коллективных усилий между государствами, что подтверждается Договором об Антарктике и современным статусом континента как места для научных исследований?
В наши дни Антарктида рассматривается через призму экологии; вместо того чтобы быть местом, которое люди должны завоевать, она тесно связана в культурном воображении с изменением климата и образами тающего льда. Это делает находку судна еще более интересной, учитывая, что недавнему обнаружению обломков способствовало рекордно низкое количество морского льда этим летом.
Такие технологии, как спутники и автономные подводные аппараты, позволяют наблюдать за Антарктидой и Южным океаном как никогда раньше. Тем не менее, многое остается неизвестным о замерзшем континенте, и особенно о глубоких морях, которые его окружают.