Вековая тайна новозеландского тамильского колокола
В 1836 году Уильям Селенсо, христианский миссионер из английского Корнуолла, впервые наткнулся на таинственный тамильский колокол в отдаленной деревне маори в Новой Зеландии. Местные жители использовали его в качестве котелка для приготовления пищи и рассказали свободно говорящему на языке маори, что он был найден под корнями большого дерева, вырванного из земли ураганом много лет назад.
При осмотре Селенсо обнаружил ряд знаков и рун на незнакомом языке. Осознав странность находки, он обменял ее на котелок для приготовления пищи, а диковинку сдал на хранение в музей Отаго в Дунедине. Позже она была завещана Музею Доминиона, который сегодня является Музеем Новой Зеландии Te Papa Tongarewa в Веллингтоне.
Расшифровка странных надписей на новозеландском тамильском колоколе
В 1870 году этнограф Дж. Т. Томпсон наткнулся на колокол и, озадаченный странными архаичными письменами, сделал фотографии и разослал их по всей Индии в надежде получить перевод. Всего через два месяца Томпсон получил ответы из Цейлона (современная Шри-Ланка) и Пенанга, поселения на берегу Малайзийского пролива.
Непонятные надписи были идентифицированы как древний тамильский язык, который не использовался сотни лет. Примитивные слова, украшавшие диковинную металлическую диковинку, были Mohoyideen Buks, что в переводе означало "Колокол корабля Мохаидина Бахша".
Это привело к нескольким интересным открытиям. Оказалось, что владелец судна - мусульманин-тамил, высокого роста и, вероятно, представитель известной индийской судоходной компании, базирующейся в Нагапаттаме, на юго-востоке Индии. Это объяснялось тем, что его имя было арабским, а фамилия произошла от тамильской фразы, означающей "владелец кораблей".
Позднее, в 1940 году, возраст тамильского колокола был оценен в 400-500 лет и датируется периодом между 1400 и 1500 годами нашей эры. Это было удивительным сюрпризом, свидетельствующим о том, что внешний контакт с Новой Зеландией был установлен за сотни лет до того, как английский капитан Томас Кук высадился на продуваемом всеми ветрами побережье залива Нищеты в 1769 году. Но так ли это было на самом деле?
Свидетельства существования тамильской колонии в Новой Зеландии
Всего 7 лет спустя еще одна загадочная находка еще больше озадачила жителей Новой Зеландии, что привело к возможному объяснению артефакта, находящегося не на своем месте. В 1877 году между портами Раглан и Аотеа было обнаружено затонувшее судно, наполовину погребенное в песке. Сначала предполагалось, что это современный корабль, поскольку побережье Новой Зеландии славилось как чрезвычайно опасное, и несчастные случаи были обычным делом. Но это было другое.
Судно оказалось азиатского происхождения и очень старым. К. Г. Хант отметил, что судно было построено из тиковых балок, расположенных по диагонали и закрепленных деревянными шурупами, что наводит на мысль о том, что оно было построено в Юго-Восточной Азии. Внутри была найдена латунная пластина с тамильскими надписями и деревянная доска со знакомым именем Мохойда Бука.
Необъяснимым образом оба манящих свидетельства исчезли в Окленде, и эксперты так и не смогли сравнить их с потёртыми временем буквами тамильского колокола. Тем не менее, историки того времени выдвинули несколько первых теорий. Одни утверждали, что это доказательство существования ранней тамильской колонии на территории Новой Зеландии. Другие утверждали, что искусное строительство и опыт тамильских мореплавателей делают вполне возможным их плавание в Новую Зеландию.
С другой стороны, доказательства таких аргументов остаются скудными. Насколько можно судить по историческим данным, самой восточной границей для индийских мореплавателей был остров Ломбок, расположенный рядом с Бали в современной Индонезии. Более того, острова пряностей в западной части Новой Гвинеи, где можно найти исключительно мускатный орех, булаву и гвоздику, хотя и были в употреблении, никогда не контролировались тамилами, а оставались в руках местных магнатов Тернате, Тидоре и Амбойне. К этому следует добавить, что никаких других индийских реликвий в Новой Зеландии никогда не находили.
Потерянный португальский торговый корабль?
Еще одна выдвинутая теория гласит, что "Тамильский колокол" изначально был португальским и принадлежал потерянному кораблю, отправленному в составе флота португальского императора для охраны Островов пряностей. С 1490-х годов португальцы стали крупным игроком в торговой сети Индийского океана, поставляя азиатские товары для растущего спроса в Европе. В 1511 году португальцы даже основали торговые колонии в Малаккском проливе и во многих местах на материковой части Индии.
Одним из таких мест был Гоа, и в 1521 году португальский вице-король отправил флот из трех каравелл под командованием Кристоваса де Мендонки исследовать земли за островами Пряностей. Вернулась только каравелла Мендонки, две другие были потеряны в море и о них больше никогда не видели и не слышали.
В 1877 году было установлено, что затонувший корабль, найденный на побережье Новой Зеландии, был построен в Гоа, именно там, откуда отправились португальские корабли. В Гоа широко использовался тамильский язык, что вполне объясняет тамильскую надпись на колоколе.
Однако все это невероятно маловероятно. Нет никаких прямых доказательств того, что колокол был на португальском караване. Наконец, португальцы уже создали невероятно прибыльную торговую систему, что означало, что у них не было мотива для дальнейших исследований, поскольку известный мир Индийского океана уже достаточно их обеспечивал.
Одна из самых известных и противоречивых теорий была выдвинута Робертом Лэнгдоном в его книге "Потерянная каравелла", в которой он утверждал, что тамильский колокол был привезен в Новую Зеландию группой испанских моряков из Ост-Индии, которые дезориентировались и в итоге поселились в Новой Зеландии за сотни лет до прибытия Томаса Кука.
Он писал, что в 1524 году король Испании приказал организовать экспедицию на Острова пряностей, отправив туда вылазку из шести кораблей. Последовал водоворот катастроф: два судна потерпели крушение у берегов Патагонии и Филиппин, одно достигло Мексики, другое вернулось в Испанию, а оставшиеся два исчезли. Одна из бродячих каравелл, "Сан-Лесмес", на которой находился тамильский колокол, последний раз была замечена в 1526 году во время плавания по Тихому океану.
После посадки на мель у Аману, атолла Французской Полинезии, где позже были обнаружены четыре пушки, команда отремонтировала свои корабли и поплыла дальше к атоллам Ана и Раиатеа, где несколько из них поселились и женились на местных женщинах. Позже, стремясь вернуться в Испанию, усталые моряки отправились на запад, открыв по пути Новую Зеландию и решив обосноваться на ее зеленеющих берегах.
Потомки моряков отправились дальше, открыв новые земли вплоть до острова Пасхи, и принесли полинезийцам новую культуру, обычаи и языки, на которые повлияло их баскское происхождение. Лэнгдон был убежден, что дополнительная находка испанского шлема, датируемого XVI веком, в гавани Веллингтона в 1880-х годах придала его гипотезе большую достоверность.
Однако, как и предложения о тамильском и португальском кораблях, аргументы Лэнгдона подверглись серьезной критике за экстравагантную интерпретацию имеющихся доказательств. Бенгт Даниэльссон, ученый из Французской Полинезии, назвал его "антропологической научной фантастикой". На протяжении всего своего рассказа Лэнгдон игнорирует всю существующую археологическую и историческую литературу Тихого океана, которая часто противоречит и опровергает его идеи.
Доказательством его гипотезы считалось существование на многих островах Тихого океана европеоидов со светлой кожей, рыжими волосами и голубыми глазами. Хотя несомненно, что эти черты существовали даже при самых ранних контактах с полинезийскими аборигенами, Лэнгдон утверждал, что испанские каставеи были единственным источником этих генов, что невозможно, учитывая, что в забытой группе было всего 20-50 каставеев. Столь же маловероятно, что они побывали на всех полинезийских островах.
Далее Лэнгдон указал на лингвистические аномалии как на признак того, что испанские слова вошли в местные диалекты. Однако в языках восточных полинезийцев нет ни одного испанского слова, которое можно было бы идентифицировать. Не имея ни малейшего доказательства, Лэнгдон объяснил, что это произошло потому, что дети выучили только язык своих матерей, что привело к упадку и окончательному исчезновению испанского, баскского и галисийского языков отцов. Он даже предположил, что отсутствие звуков в полинезийском языке означает, что испанские слова могли быть легко изменены до неузнаваемости уже через день или два.
С другой стороны, во всех других случаях смешения европейских и местных языков в Полинезии европейские языки адаптировались в местную речь. Разнообразные английские слова, вошедшие в полинезийские языки 200 лет назад, остаются в них и сегодня. Например, на островах Питкэрн, где только один англичанин жил с восемью местными женщинами, его потомки до сих пор говорят по-английски!
Кроме того, Лэнгдон считал, что коренные верования полинезийцев произошли от христианской веры испанской диаспоры. Он использовал источники 1874 года от католического миссионера Альберта Монтитона, который отмечал, насколько христианской казалась ему религия туземцев. Однако Лэнгдон полностью проигнорировал широкое обращение туземцев в христианство, которое произошло с 1817 года и далее, что представляет собой более разумное объяснение.
Наконец, Лэнгдон ссылается на "говорящие доски" острова Пасхи, серию каменных табличек, обнаруженных в 1860-х годах, с архаичными рунами, как на вид письменности, изобретенной испанскими кастаньетами. Однако его главным источником в этом вопросе был туземный гуру по имени Хапаи, человек, который утверждал, что европейцы населяли остров Пасхи, и чьи доказательства были впоследствии признаны сфабрикованными. В конце концов, надуманный аргумент Лэнгдона был систематически опровергнут, а путаница вокруг тамильского колокола сохранилась.
Теория заброшенного судна: Дрейфовал ли тамильский корабль в Новую Зеландию?
После нескольких лет фантастических гипотез Бретт Хилдер вступил в дискуссию с теорией, более укорененной в реальности. Его так называемая бесхозная теория вновь оживила прежнее утверждение о том, что колокол прибыл с тамильского корабля. Теория Хилдера атаковала преобладающее в большинстве теорий предположение о том, что экипаж, владевший тамильским колоколом, был жив. В неспокойных, капризных океанах было много случаев обнаружения неповрежденных деревянных кораблей-призраков без моряков.
Самым известным примером, пожалуй, является "Летучий голландец", который был обнаружен с полными парусами и без единого человека на борту. Ближе к Тихому океану, во время путешествия из Апиа на острова Токелау, на затонувшем паруснике "Джойита" не осталось ни одного человека, когда его обнаружили полузатопленным в море.
Такие "бесхозные" суда обычно оставались на плаву даже после многих лет пребывания в море из-за плавучести их корпусов. Хильдер выдвинул идею, что "Тамильский колокол" произошел от тамильского торгового судна, попавшего в восточное морское течение между Антарктидой и южными частями континентов.
В конце 1400-х и в 1500-х годах, когда был датирован колокол, тамильские мореплаватели доминировали в торговых сетях обширного Индийского океана. Тамилы-мусульмане были особенно искусными мореплавателями и доставляли свои товары по морю вплоть до восточного побережья Африки. Действительно, современные примеры силы великого Южного течения, которое простирается от Новой Зеландии до мыса Доброй Надежды в Южной Африке, подтверждают его идею.
Например, в июне 1973 года в журнале Nautical Magazine of Glasgow было опубликовано сообщение о том, что беспилотная спасательная шлюпка прошла 7000 миль от побережья Ист-Лондона, Южная Африка, до гавани Принцесс Ройал в Олбани, Австралия. Тридцать банок с ячменем, сахаром и печеньем для спасательной шлюпки были найдены в идеальном состоянии, запечатанными в двух отсеках. Поэтому более вероятно, что подобная судьба постигла мусульманский тамильский корабль, и что сохранение его деревянного корпуса помогло доставить тамильский колокол на дикую новую границу мира.
Непреходящая загадка тамильского колокола
С момента его обнаружения в 1836 году большинство теорий, связанных с Тамильским колоколом, были весьма спекулятивными и не имели достаточных доказательств, чтобы восприниматься всерьез. В отличие от других, Бретт Хилдер сосредоточился на Великом Южном морском течении, реальном географическом явлении, и представил доводы в пользу Тамильского колокола, которые, наконец, обрели смысл без умственных скачков, предпринятых другими теоретиками, такими как Лэнгдон, единственным доказательством того, что экипаж корабля "Сан-Лесмес" достиг Аману и женился на туземке, был тот факт, что там были найдены четыре ржавые старые пушки.
Однако даже у теории Хилдера есть слабые места. Все теории включали в себя кораблекрушение 1877 года как ключевое доказательство, которое определяло, был ли колокол привезен тамилами, португальцами или испанцами. Однако к 1890 году затонувший корабль, который, как говорят, был наполовину затоплен в песке, таинственным образом исчез, и больше его никогда не видели. Последующие попытки вновь найти затонувшее судно, вплоть до 1975 года, были безуспешными.
"Проблема всех этих и других "загадочных" предметов, таких как древние затонувшие корабли на диких пляжах западного побережья Новой Зеландии, которые, по слухам, ненадолго обнаруживаются во время штормов, заключается в том, что в отсутствие веских доказательств, объясняющих их существование и контекст, многочисленные причудливые интерпретации часто накладываются на них в соответствии с определенными планами", - объяснила Кэтрин Хоу, прекрасно подытожив ситуацию. Таким образом, тайна Тамильского колокола продолжает жить.