/ Новости сайта / Наука и Технологии / Геологи выяснили, как проходит столкновение литосферных плит под Гималаями
15.03.2022

Геологи выяснили, как проходит столкновение литосферных плит под Гималаями

Ученые смогли нанести на карту границу между Индостанской и Азиатской литосферными плитами. Статья об этом опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Индостанская и Азиатская плиты движутся навстречу друг другу, и их столкновение образовало Гималаи. Однако до настоящего момента у ученых не было точных данных, где и как именно происходит столкновение.

Теперь исследователи проанализировали геохимические данные 225 горячих источников, чтобы выяснить детали процессов под Гималаями. «Главный спор в среде геологов идет о том, похоже ли столкновение коры континентального типа на столкновение коры океанического типа, – говорит Саймон Клемперер из Стэнфордского университета. – Сейсмология не смогла дать нам ответ на этот вопрос, и потому я выбрал другой метод, геохимию».

Клемперер и его коллеги брали пробы из горячих источников на обширной территории в тысячи километров, химические элементы в такие горячие источники поступают с большой глубины. Ученые провели изотопный анализ атомов гелия из проб: один изотопный состав характерен для горячей мантии Азиатской плиты, а другой – для более холодной Индостанской.

В результате ученые смогли прочертить границу между двумя плитами, проходящую под горами на глубине около 100 километров, с точностью до нескольких километров. Кроме того, химический анализ дал понять, что именно происходит на этой границе. Основным результатом стало подтверждение теории континентальной субдукции, сходной с океанической. Известно, что более холодные и тяжелые океанические плиты постепенно погружаются в мантию под континентальные, и теперь выяснилось, что на границе двух континентальных плит происходит то же самое — Индостанская плита заходит под Азиатскую.