Вернер Херцог считает, что колонизация космоса человеком "неизбежно потерпит неудачу"
"Последний выход: Космос" - новый документальный фильм на Discovery+, в котором рассматривается возможность колонизации людьми планет за пределами Земли.
Поскольку продюсером и рассказчиком фильма является Вернер Херцог (режиссер фильма "Человек-гризли", приглашенная звезда фильма "Мандалорианец"), а сценаристом и режиссером - его сын Рудольф, этот фильм отличается от обычного документального фильма о космосе. Он странный, красивый, скептический и даже немного смешной.
В свете недавнего запуска фильма в потоковое вещание отец и сын Херцог поговорили с Ars Technica из своих домов о потусторонних надеждах, пессимистичных выводах и о том, что космическим колонистам придется пить собственную мочу.
"Мой акцент - это шутка"
"Как рассказчик, я всегда говорил мертвым голосом, и, конечно, в этом есть определенный юмор, потому что слушать мой акцент - это уже шутка", - говорит Вернер из своего нынешнего дома в Лос-Анджелесе. Его сын Рудольф, звонящий из Германии, насмехается над этим, на что Вернер отвечает: "Ну, для некоторых!".
Вернер отмечает, что сценарий принадлежит его сыну, который говорит, что "все мои фильмы - комедии, даже если они не похожи на комедии". Склонность Рудольфа к мрачному юмору прослеживается на протяжении всего фильма "Последний выход: космос", который в основном состоит из интервью с исследователями, инженерами и бывшими астронавтами, хотя режиссер также охотно включает скептиков, футурологов и мнения, с которыми, по его признанию, он "вежливо не согласен".
Вернер, как рассказчик, периодически разъясняет некоторые моменты, касающиеся интереса человечества к колонизации космоса. В редких случаях он редактирует, например, когда Вернер описывает усилия компаний SpaceX, Blue Origin и Virgin Galactic как людей, "выходящих в космос в соревновании, подпитываемом тестостероном". В других случаях Вернер предпочитает суховато-веселый рассказ о том, насколько мрачными могут оказаться некоторые усилия по колонизации космоса.
"Реальность жизни на Марсе была бы отрезвляющей", - говорит он. "Астронавты будут ютиться в радиационно-защищенных бункерах, наслаждаясь напитками из переработанной мочи".
"Я знал, что когда я говорю о [питье] собственной мочи, если я говорю об этом бесстрастно, это становится уморительным", - говорит Вернер в интервью Ars Technica. "Если бы я говорил об этом голосом, это бы не сработало". Затем он рассказал Ars, что знаком с экосистемой комиков и создателей YouTube, которые пародируют его голос, признавая, что он понимает комичность этого. "Однажды я снимал фильм в Антарктиде, и не успел я приступить к монтажу, как уже вышла сатира - о фильме, который я еще не успел начать!
Хотя мне не удалось найти сатирическое видео, в готовом продукте прослеживается склонность Вернера к мрачновато-веселому дедпану, как в повествовании, так и в визуальном содержании. Вот пример из великолепного документального фильма 2007 года "Встречи на краю света":
Вопросы об антиматерии
В фильме "Последний выход: космос" Рудольф по-своему использует родословную своего отца, чередуя научную науку, жесткий скептицизм, мрачный юмор, красивую фильмографию и удивительные моменты благоговения перед человеческим духом. Большую часть фильма Рудольф сосредоточен на двух вариантах того, куда люди могли бы отправиться, высадиться и основать космические колонии: Марс или экзопланета в системе Альфа Центавра.
На протяжении всего фильма "Последний выход: космос" следует определенной схеме. Сначала перечисляются проблемы, которые могут сделать невозможным то или иное предложение космического путешествия. Затем кратко объясняется наиболее перспективное решение этой проблемы, разработанное современной наукой и техникой. И наконец, межзвездная мечта рушится обратно на Землю с мрачным описанием того, почему это решение не сработает.
В одной из сцен футуролог, плывущий на маленькой лодке по идиллической реке в Айдахо, объясняет свою искреннюю надежду на ускорение космических полетов путем объединения материи и антиматерии, а затем улавливания полученной фотонной энергии. В фильме с теплотой признается, что эта дикая идея действительно имеет некоторые научные достоинства. Съемочная группа отправляется в великолепный и красивый комплекс ускорителей частиц ЦЕРН в Женеве, чтобы один из его сотрудников объяснил концепцию и привел физические доказательства того, что его команда действительно захватила антиматерию, которая находится в трубе, защищенной электромагнитным экраном.
Однако вскоре после этого гипотеза была отклонена, по крайней мере, на данный момент. Сотрудник ЦЕРН объясняет, что существующие методы получения антиматерии не только потребляют огромное количество энергии, но и настолько медленны, что для получения количества, необходимого для законного ракетного двигателя, потребуются миллиарды лет - или, как он считает, с момента Большого взрыва до теоретического конца Вселенной.
"Удачи вам"
Ближе к концу фильма съемочная группа посещает бразильскую коммуну, члены которой считают себя прямыми потомками инопланетян, зародившихся много веков назад на планете, находящейся за много световых лет от нас. Однако когда Рудольф спрашивает эту группу, как жители Земли могут отправиться на другую планету, ее члены отвечают предупреждением: биология человека никак не рассчитана на то, чтобы выдержать тысячелетия космических путешествий или экстремальную радиацию. Оставайтесь на Земле.
Вернер согласен с бразильской коммуной. "Мы знаем, что следующая планета за пределами нашей Солнечной системы находится на расстоянии не менее 5 000 лет", - говорит он Ars. "Это очень трудно сделать, и [что бы там ни было], вероятно, непригодно для жизни. И мы знаем, что на Марсе постоянная радиация, которая заставит нас скрыться под землей в маленьких бункерах. Мы знаем, что у нас нет ни дыхания, ни воды [на поверхности], и Элон Маск однажды предложил взорвать ядерные бомбы на полюсах, чтобы растопить лед, а затем, конечно, с помощью гигантских систем трубопроводов доставить его куда-нибудь в город".
Он делает паузу. "Удачи вам в этом", - говорит он.
Last Exit: Space наглядно передает этот пессимизм, показывая, как интервьюируемые восхищаются своей работой над скафандрами, совместимыми с Марсом, которые проходят испытания в обширном кратере к югу от Иерусалима. "Это наш первый взгляд на наше будущее как космических колонистов", - восторгается один из членов команды, пока мы наблюдаем, как двое испытателей неловко шагают по бесплодному, выжженному красным пространству.
Несколько мгновений спустя космический антрополог Тейлор Дженовезе, который обычно выступает в качестве самого громкого скептика в фильме, обращается со своей собственной страстной просьбой о приватизированной космической колонизации. В отсутствие какого-либо регулирования, когда частные фирмы контролируют что-то вроде бункера, заполненного минералами, на Марсе, обитатели такой колонии могут разочароваться и начать выдвигать требования к своим надзирателям. В таком случае, спрашивает Дженовезе, "что помешает папе Элону [Маску] отключить кислород или ограничить поставки продовольствия или воды?". Он указывает на "аналогичную тактику, используемую сегодня в центрах выполнения заказов Amazon для подавления обоснованных жалоб работников", ссылаясь на то, что Blue Origin принадлежит тому же человеку, который основал Amazon.
Как сказал Рудольф в нашем интервью, "космос в настоящее время - это Дикий Запад. Любой может просто выйти и стрелять там!".
Он упоминает недавний разговор с руководителем спутниковой компании, которому пришлось столкнуться с профессиональным безумием. "Другая спутниковая компания вывела спутник на их орбиты так, что в итоге они столкнулись", - говорит он. "Им пришлось звонить по красному телефону".
"Мы не должны вести себя как саранча".
Тем не менее, фильм старается не акцентировать внимание на таких низко висящих плодах, как спутниковые технологии, не говоря уже о таких людях, как Маск, Джефф Безос или Ричард Брэнсон, ограничиваясь лишь беглым упоминанием их хорошо задокументированных испытаний космических полетов. Рудольф говорит Ars, что это намеренно. "Мне было неинтересно повторять то, что они уже столько раз говорили. Мне гораздо приятнее поговорить с космическими сексологами или с кем-то, кто создает устойчивого к радиации человека будущего или что-то в этом роде", - говорит он.
Действительно, в то время как "Последний выход: Космос" исследует логистику возможного 5000-летнего путешествия к Альфе Центавра, фильм задает дикие вопросы, затрагивающие вопросы человеческого духа, на каждый из которых есть множество оптимистичных и пессимистичных ответов. Возможна ли гибернация? Может ли скелетный экипаж без гибернации функционировать в здравом уме? И как будет выглядеть человеческий акт совокупления - как механически, с точки зрения упражнений в условиях пониженной гравитации, так и генетически, с точки зрения возможного близкородственного скрещивания, если корабль не сможет вместить по крайней мере 40 000 колонистов для поддержания разнообразия генофонда?
Когда его спросили о последнем опыте Вернера в свете поп-культуры в роли злодея, который сражается с Грогу на далекой планете в фильме "Мандалорианец", старший Херцог рассказал о том, что для него является четким разграничением между человеческим духом и холодной реальностью, запечатленной в фильме его сына:
Научная фантастика прекрасна, потому что это повествование. Это поэзия. Это чистая фантазия. Мы можем погрузиться в поэзию, в царство научной фантастики и придуманных миров. Это замечательно. Это так хорошо для кино. Но когда дело доходит до попытки осуществить это в реальности, переселить миллион людей на другую планету, это утопия, и ей неизбежно придет конец. Вы должны делать различие, и это очень легко сделать - но я очень люблю научную фантастику, и хотя я не знаю мир "Звездных войн" - я никогда не видел фильмов - я все равно приветствую и с радостью соглашаюсь быть злодеем в "Мандалориане".
Но когда вы слышите это от Люциана Валковича, астронома в фильме, становится ясно, что мы принимаем их позицию: Мы не должны вести себя как саранча, которая пасет все пустое здесь, а потом перебирается на следующую планету. Есть что-то неправильное в том, чтобы сдвинуть, переместить наше население на другие планеты, и это часть всех этих этических вопросов. Это утопия, и вам не нужно быть ученым или экспертом-исследователем чтобы понять, что будет дальше. Вы просто сидите, крутите пальцами, наслаждаетесь пивом и ждете, пока все не провалится. Колонизация космоса потерпит неудачу. Это неизбежно. Вы не сможете отправиться к следующей экзопланете Альфа Центавра, которая находится на расстоянии 200 000 лет. Точка. Удачи.
Рудольф и Вернер несколько раз упомянули Валковича в нашей беседе, а Рудольф похвалил их за то, что они одновременно занимаются исследованием телескопа Кеплера и выступают за сохранение окружающей среды. Создатели фильма дают понять, что они восхищаются и ценят усилия, направленные на понимание космоса и наших вселенских соседей. Но, называя "космическую колонизацию" "грязным словом", Рудольф перефразирует слова Уолковича, сказанные в конце фильма: "Уже сейчас существует космический корабль для разных поколений - и мы уже на нем. Земля - это роскошно обставленное, чудесно самовосстанавливающееся место, поэтому нам лучше обращаться с ней хорошо".
По признанию Рудольфа, стремление "Last Exit: Space" запечатлеть прекрасные моменты и места на Земле, разговаривая при этом с мастерами и инженерами с планами на звезды, служит двум целям: продать нашу планету как действующий космический корабль, которому стоит отдать предпочтение перед колонизацией космоса, и произвести впечатление на определенного человека.
"Я хотел найти самые безумные вещи, потому что я делаю это вместе с моим отцом", - говорит Рудольф. "Он видел столько всего, но я просто хотел убедиться, что он хорошо проведет время во время путешествия и что мы его удивим - за каждым углом есть что-то еще более удивительное, так что он будет действительно впечатлен". Это же очевидно: сыновья хотят произвести впечатление на своих отцов, верно? Это был очень гедонистический подход".
На данный момент Вернер признает, что у него есть некоторый интерес к космическим путешествиям. "Я бы с удовольствием отправился на Марс с миссией... если бы у меня была с собой камера", - говорит он.
Рудольф тут же прерывает его: "Да, но я хочу остановить отца. Не подстрекайте его к этому, пожалуйста. Я хочу, чтобы он остался на Земле".