ИИ картировал психоделические переживания по областям мозга - открывая новый путь к психиатрическому лечению
В течение последних нескольких десятилетий психоделики были широко заклеймены как опасные запрещенные наркотики. Но недавний всплеск научных исследований их использования для лечения психических заболеваний подстегивает изменение общественного мнения.
Психоделики - это психотропные препараты: вещества, которые влияют на психическое состояние. К другим видам психотропов относятся антидепрессанты и противотревожные препараты. Однако психоделики и другие виды галлюциногенов уникальны своей способностью временно вызывать интенсивные галлюцинации, эмоции и нарушения самосознания.
Исследователи, изучающие терапевтический потенциал этих эффектов, обнаружили, что психоделики могут значительно уменьшить симптомы депрессии и тревоги, посттравматического стрессового расстройства, наркомании и других психических заболеваний. Считается, что интенсивные переживания, или "трипы", которые вызывают психоделики, создают временное окно когнитивной гибкости, которое позволяет пациентам получить доступ к неуловимым частям своей психики и сформировать лучшие навыки преодоления трудностей и модели мышления.
Однако как именно психоделики вызывают эти эффекты, пока неясно. Поэтому нам, как исследователям в области психиатрии и машинного обучения, было интересно выяснить, как эти наркотики влияют на мозг. С помощью искусственного интеллекта мы смогли сопоставить субъективный опыт людей, употребляющих психоделики, с конкретными областями мозга, вплоть до молекулярного уровня.
Каждый психоделик по-своему функционирует в организме, и каждый субъективный опыт, который вызывают эти наркотики, имеет различные терапевтические эффекты. Например, мистические переживания или ощущение единства и единения с миром связаны с уменьшением депрессии и тревожности. Знание того, как каждый психоделик создает эти специфические эффекты в организме, может помочь клиницистам оптимизировать их терапевтическое использование.
Чтобы лучше понять, как эти субъективные эффекты проявляются в мозге, мы проанализировали более 6 000 письменных свидетельств о галлюциногенных переживаниях из центра Erowid, организации, которая собирает и предоставляет информацию о психоактивных веществах. Мы преобразовали эти свидетельства в так называемую модель "мешок слов", которая разбивает текст на отдельные слова и подсчитывает, сколько раз встречается каждое слово. Затем мы сопоставили наиболее часто используемые слова, связанные с каждым психоделиком, с рецепторами в мозге, которые, как известно, связываются с каждым наркотиком. После использования алгоритма для извлечения наиболее распространенных субъективных переживаний, связанных с этими парами слов-рецепторов, мы сопоставили эти переживания с различными областями мозга, сопоставив их с типами рецепторов, присутствующих в каждой области.
Мы обнаружили как новые связи, так и закономерности, подтверждающие то, что уже известно в научной литературе. Например, изменения в сенсорном восприятии были связаны с рецептором серотонина в зрительной коре мозга, который связывается с молекулой, помогающей регулировать настроение и память. Ощущение трансцендентности было связано с дофаминовыми и опиоидными рецепторами в сети салиенс - совокупности областей мозга, участвующих в управлении сенсорным и эмоциональным вводом. Слуховые галлюцинации были связаны с рядом рецепторов, расположенных в слуховой коре.
Наши результаты также согласуются с ведущей гипотезой о том, что психоделики временно снижают нисходящую исполнительную функцию, или когнитивные процессы, вовлеченные в торможение, внимание и память, среди прочих, одновременно усиливая области мозга, вовлеченные в сенсорный опыт.
США переживают глубокий кризис психического здоровья, который усугубляется пандемией COVID-19. Тем не менее, со времен Прозака и других селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, наиболее распространенного типа антидепрессантов, в 1980-х годах не было разработано ни одного действительно нового психиатрического лекарства.
Наше исследование показывает, что можно привязать разнообразные и дико субъективные психоделические переживания к определенным областям мозга. Это может привести к новым способам комбинирования существующих или еще не открытых соединений для получения желаемого эффекта при лечении целого ряда психических заболеваний".
Психиатр Станислав Гроф знаменито предложил: "Психоделики, используемые ответственно и с должной осторожностью, будут для психиатрии тем же, чем микроскоп является для изучения биологии и медицины или телескоп для астрономии". Поскольку психоделики и другие галлюциногены все чаще используются в клинической и культурной практике, мы считаем, что дальнейшие исследования помогут лучше понять биологическую основу вызываемых ими переживаний и реализовать их потенциал.