/ Новости сайта / Космос / Девятая планета до сих пор не найдена
19.03.2022

Девятая планета до сих пор не найдена

Новый поиск неуловимой Планеты Девять снова не дал ни малейшего намека на коварное внешнее тело Солнечной системы.

Хотя гипотетический объект продолжает ускользать от обнаружения, шестилетний поиск в миллиметровом диапазоне волн позволил астрономам исключить объект с предсказанными свойствами Планеты Девять на большом участке южного неба.

В ходе поиска также было обнаружено несколько объектов-кандидатов, которые было бы интересно проследить в будущих исследованиях.

"Значительных обнаружений не обнаружено, что позволяет ограничить плотность потока миллиметровых волн планеты Девять на большей части ее орбиты", - пишут исследователи в своей статье.

"Мы также приводим список из 10 самых сильных кандидатов для возможных последующих наблюдений. В целом, мы исключаем (с уверенностью в 95%) присутствие неизвестного объекта Солнечной системы в зоне нашего наблюдения".

Планета Девять - одно из самых интригующих предложений о Солнечной системе за последние годы. На протяжении десятилетий ученые строили догадки о существовании скрытой планеты в дальних пределах Солнечной системы, но в 2016 году они достигли нового пика после публикации статьи астрономов Майка Брауна и Константина Батыгина из Калифорнийского технологического института.

В своей работе Браун и Батыгин предположили, что небольшие объекты во внешнем поясе Койпера Солнечной системы движутся по орбитам странным образом, как будто вытолкнутые в узор под гравитационным влиянием чего-то большого. Этим чем-то, заключили они, может быть ранее неизвестная планета, пасущая небольшие камни.

Нептун был предсказан подобным образом на основе расчетов орбиты Урана, прежде чем астрономы обнаружили его с помощью телескопов. Но найти девятую планету гораздо сложнее, чем Нептун.

Если планета Девять существует, то, согласно расчетам, ее масса может быть в 5-10 раз больше массы Земли, и она вращается на расстоянии от 400 до 800 астрономических единиц (астрономическая единица - это среднее расстояние между Землей и Солнцем; Плутон, для сравнения, находится на расстоянии около 40 астрономических единиц от Солнца).

Это означает, что для того, чтобы один раз обогнуть Солнце, ей потребуется от 10 000 до 20 000 лет.

Итак, Девятая планета находится очень далеко, она довольно маленькая и холодная. В результате она, вероятно, не отражает много солнечного света и не испускает тепловое излучение (тепло).

Более того, мы не знаем, где именно она находится на очень большом небе. Так что присяжные еще не решили, существует он или нет, и эта тема вызывает довольно интенсивные и интересные дебаты.

Под руководством Сигурда Наэсса из Центра вычислительной астрофизики Института Флэтайрон астрономы попытались найти намек на планету, изучая данные, собранные 6-метровым Космологическим телескопом Атакама в Чили.

Этот телескоп предназначен для обнаружения слабого сигнала, оставшегося после Большого взрыва, называемого космическим микроволновым фоном; однако оказалось, что он также достаточно чувствителен для обнаружения объектов в самых отдаленных уголках Солнечной системы.

В период с 2013 по 2019 год включительно телескоп просканировал около 87 процентов доступного южного неба на расстояниях от 300 до 2000 астрономических единиц. В пределах этого пространства телескоп может обнаружить планету массой 5 масс Земли на расстоянии от 325 до 625 астрономических единиц; и планету массой 10 масс Земли на расстоянии от 425 до 775 астрономических единиц.

Хотя в результате поиска было обнаружено около 3500 предварительных кандидатов, ни один из них не был статистически значимым, и ни один не мог быть подтвержден.

Тем не менее, команда отобрала 10 самых сильных кандидатов для дальнейшего изучения; даже если это не Планета Девять, они все равно могут оказаться чем-то интересным.

Предыдущие поиски Девятой планеты привели к обнаружению действительно далеких камней Солнечной системы, а также ранее неизвестных лун Юпитера и Сатурна.

Кроме того, результаты группы исследователей охватывают только часть неба и возможностей. Существует еще огромное количество пространства, которое предстоит охватить, и на орбите планеты есть области, в которых телескоп не смог бы увидеть планету Девять. Поэтому необнаружение не удивительно и не может исключить существование гипотетического объекта.

По словам исследователей, будущие инструменты, такие как строящаяся обсерватория Симонс в Чили, должны существенно расширить параметры поиска Девятой планеты, повысив вероятность ее обнаружения.

Работа опубликована в журнале The Astrophysical Journal.